Подробный и честный разбор плюсов и минусов с инструкциями, советами и примерами.
Содержание:
Ключевые показатели эффективности (KPI) — необходимый инструмент мотивации и контроля или жесткая обезличенная система, разобщающая коллектив? Мнений столько же, сколько компаний, работающих по этой системе. В этой статье расскажем про этапы работы с KPI, покажем преимущества и сложности, предостережём от ошибок. А также познакомим с неожиданными результатами эксперимента Гарвардской школы бизнеса.
Согласно исследованию портала SuperJob, в 2023 году люди ждут от работы стабильности и предсказуемости. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 2%. Чтобы результат работы был предсказуемым и понятным, нужна грамотная система оценки эффективности работы команды и каждого сотрудника. В то же время руководители бизнесов надеются на стабильность в росте. Но и для его измерения нужна чёткая и объективная система. Тут на помощь и приходит KPI. Что это и как работает? Давайте разбираться вместе.
KPI (key performance indicators) переводится как «ключевые показатели эффективности». Проще говоря, это отношение фактического результата к целевому.
Например:
— для отдела продаж смотрят на фактическую и плановую сумму сделок и объём прибыли на каждого сотрудника;
— сотрудников кол-центров — на фактическое и плановое время обработки звонка, объем новых клиентов;
— эйчаров — на фактическое и плановое количество нанятых и уволившихся сотрудников, индекс лояльности.
Но понятие KPI намного шире, чем инструмент оценки одного сотрудника. С помощью KPI также отслеживают эффективность работы компании, подразделений, отделов. Грамотное и последовательное введение KPI может поднять компанию на новые высоты, в то время как любая ошибка может разрушить репутацию бренда, как произошло с банком Wells Fargo.
Напомним эту историю. Осенью 2016 года в Америке разгорелся скандал вокруг банка Wells Fargo. Оказалось, что сотрудники так боялись потерять работу и лишиться премий, что искусственно увеличивали свои показатели KPI. В итоге, когда обман раскрыли, 5300 банковских рабочих уже открыли 3,5 млн фейковых счетов без согласия клиентов. Банк получил масштабный скандал и штраф $185 000 000. Едва ли это тот результат, на который рассчитывали топ-менеджеры, предлагая внедрить KPI.
Мы не знаем секрет безупречно гладкого внедрения системы. Уверены, что универсального решения нет. Но есть советы, нюансы и правила, а также истории успешного использования методики — ими мы с вами и поделимся.
Руководитель бизнеса хочет простых вещей:
— понимать, окупаются ли вложенные деньги и усилия;
— показать персоналу достижимые цели и вести к ним;
— объективно оценивать результаты каждой единицы бизнеса — филиала, отдела, группы, сотрудника;
— сделать систему мотивации KPI и контроля прозрачной и справедливой, при этом — понятной каждому;
— планировать дальнейшее развитие.
Для закрытия этих потребностей как раз и подходит система KPI. Главное — не обманываться простотой подхода, ведь именно в ней кроются причины ошибок. Ключевые показатели эффективности — это полезный инструмент, но только в руках ответственного и вдумчивого человека (а лучше — команды). При недостаточной проработанности системы, нехватке знаний и понимания возможных последствий KPI становятся беспорядочными и губительными для бизнеса.
Опасность в том, что слабо проработанная система KPI и боязнь потерять в зарплате при недостижении показателей демотивирует сотрудников или заставит их обманывать вместо того, чтобы решать реальные задачи бизнеса. А в отдельных случаях — даже подтолкнёт к мошенничеству, как это было в Wells Fargo. Так что повторяем как мантру: чем внимательнее и ответственнее отнестись к разработке KPI, тем эффективнее будет результат.
Показатели метрики KPI классифицируют по-разному. Перечислим основные и повсеместно используемые классификации, но помним, что есть специфичные, когда компании придумывают собственные показатели.
Первые — объективные. Позволяют считать часы, количество проданных товаров, оказанных услуг, обслуженных клиентов и, конечно, прибыль в рублях. Вторые — субъективные. Показывают степень удовлетворённости клиентов, удобство сервисов, качество обслуживания. Измеряются в условных единицах, например, баллах.
При внедрении системы KPI, скорее всего, придётся вести учёт сразу по нескольким видам. Ведь именно системный и въедливый подход даёт правильный результат.
Перед тем, как начать разработку и внедрение сбалансированной системы показателей KPI, нужно провести подготовительную работу. И начать её можно с ответов на главные вопросы:
Система построения KPI сложна и многогранна, поэтому формальных ответов недостаточно. Важна глубокая проработка вопросов — настоящее исследование всех аспектов бизнеса и брейншторм с представителями ключевых команд. Именно ответы покажут, какие показатели отслеживать на каждом уровне: KPI организации, KPI управления и KPI руководителя, KPI персонала (каждого его члена).
Следующий шаг — продолжать задавать себе эти вопросы в удобном ритме: раз в месяц, квартал, полгода. Слушать и слышать фидбэки аналитиков, руководителей и персонала. Корректировать систему и оставаться гибким.
Хороший KPI:
— Реален и достижим каждым. В противном случае вы лишь демотивируете коллектив, заставив игнорировать заоблачную планку.
— Не зависит от другого KPI. В противном случае провал по одному из показателей неизбежно приведёт к провалу по всем.
— Мотивирует. То есть за лучшие результаты, сотрудник или отдел получают награду. Ни в коем случае не штрафуйте за низкий KPI — это деморализует.
— Зависит от усилий сотрудника, отдела, а не от внешних обстоятельств.
— Адекватен по сроку контроля.
Интересный эксперимент провели экономисты Гарвардской школы бизнеса: в одной из крупнейших розничных сетей заменили ежемесячные планы продавцов на ежедневные. По итогам месяца оказалось, что количество проданных товаров выросло на 18% в день, а вот выручка упала. Парадокс в том, что продавцы в погоне за ежедневным планом активнее предлагали то, что проще берут: мелкие и недорогие товары, игнорируя дорогие. А ведь именно последние составляли основную долю выручки сети.
Процесс разработки, внедрения и управления KPI-показателями вряд ли будет быстрым и не потребует изменений. Но зная все аспекты и тонкости вашего бизнеса, вы создадите результативную систему. Держите простую и понятную инструкцию:
Контроль показателей KPI возможен в любом подразделении компании. Главное — найти правильные показатели. В дальнейшем на их основе можно будет выделить ключевые HR-метрики в подборе персонала. Мы не стали изобретать колесо, поэтому приводим перечень показателей, описанных Бернардом Марром. В книге «Ключевые показатели эффективности: 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер» он представил едва ли не самую успешную попытку систематизации KPI, необходимых бизнесу, с советами, как ими пользоваться.
Для сферы работы с персоналом Бернард Марр выделил 12 показателей, на которых стоит сосредоточиться:
Эти показатели подходят как для составления системы KPI для HR-менеджера, так и для контроля KPI HR-директора.
Пока эйчары и руководители продолжают искать секрет эффективной мотивации, расскажем о четырёх принципах, которые сделают вашу команду результативнее:
Плюсы:
Но не забывайте, при построении KPI стоит учесть и возможные минусы:
KPI — надёжный и проверенный инструмент отслеживания и контроля бизнес-процессов и работы подразделений и сотрудников. В умелых руках и при правильном подходе система KPI поможет бизнесу эффективно развиваться и сделает процесс развития предсказуемым и управляемым. Да, разработка и внедрение системы потребует больших усилий, но если всё сделать вдумчиво, то результат оправдает все трудности. Уверены, раз вы дочитали статью, то готовы разбираться в вопросе и преодолевать возможные сложности. А значит, всё получится! Мы готовы помочь с разработкой системы поощрений за лучшие показатели KPI: предлагаем предоплаченные карты с комфортным номиналом и целевым расходованием средств.
Malltech работает на рынке коммерческой недвижимости с 2004 года. Компания — девелопер полного цикла, занимается разработкой концепции, строительством и управлением торговыми центрами суперрегионального формата.