Top.Mail.Ru
Итоги исследования моделей гибких льгот в России — 2024

Итоги исследования моделей гибких льгот в России — 2024

Рассказываем о результатах исследования моделей гибких льгот в России: о распространенности, способах их предоставления сотрудникам, бюджетах, наполнении, вариантах автоматизации и другом.

В современных компаниях работают сотрудники разного возраста, с разными профессиями, нуждами и интересами. Обычный социальный пакет не покрывает потребности большинства. Поэтому гибкие льготы становятся эффективным инструментом для привлечения и удержания квалифицированных кадров. 

Гибкие льготы — это подход, при котором сотрудники самостоятельно выбирают наполнение пакета корпоративных льгот и компенсаций, исходя из своих желаний и предложенных работодателем опций.

Мы изучали модели гибких льгот в 2022 году, и решили повторить исследование в 2024, чтобы собрать актуальные данные и увидеть динамику.

Вместе с экспертами компании «Бенефактори» при поддержке Высшей Школы Экономики мы решили узнать:

  • цели внедрения гибких льгот и метрики измерения их достижения,
  • критерии предоставления гибкого пакета для персонала,
  • дизайн систем гибких льгот и наполнение пакетов,
  • средние лимиты на сотрудников,
  • подходы к формированию бюджета на проект.

В опросе приняли участие 220 компаний. Среди участников: PepsiCo, X5 Group, Gloria Jeans, Dodo Brands, Unilever, Perfetti Van Melle, VK, Danone, МТС, РЖД, «Балтика», «ВкусВилл», «Рив Гош», «Ростелеком», «Спортмастер», «Аскона», «Аквариус», «Ламода» и другие крупные компании.

Лидеры среди отраслей по внедрению гибких льгот 

Активнее всего программы гибких льгот внедряются в розничном секторе. Компании сектора, как правило, имеют многочисленный штат и распределенную по стране команду, а специфика отрасли связана с высокой конкуренцией и текучестью персонала. Отсюда повышенная потребность в удержании и привлечении персонала и индивидуальном подходе к сотрудникам. 

Распространенность гибких льгот

Существенное количество (44%) компаний рассматривают возможность внедрения гибких льгот и детально изучают вопрос. В процессе проработки, согласования и запуска проекта находятся 6% компаний. Около трети опрошенных уже работают по модели гибких льгот: из них 22% участников предоставляют сотрудникам льготы на выбор и не видят необходимости корректировать подход, а 8% уже планируют пересмотр программы. Не планируют внедрять гибкие льготы 13% компаний. 

Цели внедрения

Чаще всего опрошенные отмечали, что гибкие льготы помогут им привлекать и удерживать персонал. С помощью гибких льгот компании предоставляют сотрудникам выбор, выражают заботу и подчеркивают индивидуальный подход к каждому. 

Вторая наиболее популярная цель — усилить бренд работодателя. 

На третьем месте — задача повысить вовлеченность персонала и учесть разнообразные потребности сотрудников. 

Дизайн программ

Категории сотрудников, которым работодатель предоставляет гибкие льготы

Мы изучили, по какому принципу компании предоставляют доступ сотрудникам к гибким льготам. 40% компаний выдают гибкий соцпакет всем штатным сотрудникам, 39% — только при достижении определенного стажа работы в компании. 

Реже компании предоставляют гибкие льготы при выполнении показателей эффективностей или в зависимости от занимаемых должностей либо грейда должности. Связать ключевые рабочие показатели и начисление баллов на баланс гибких льгот — трудоемкий процесс, который требует регулярного аудита, пересмотра и автоматизации. 

Большинство (52%) компаний применяют смешанную модель — это означает, что в соцпакете есть базовый набор опций для всех сотрудников, например, ДМС, материальная помощь, скидки от партнеров и/или на продукцию компании и льготы на выбор. 

22% респондентов отмечают, что используют смешанно-мотивационную модель, при которой добавляются элементы мотивации в разных форматах. Например, сотрудники могут заработать баллы на свой баланс, выполняя различные задания, оказывая помощь коллегам и за прочие достижения.

Способы предоставления опций соцпакета сотрудникам

Компании, которые уже запустили гибкие льготы, чаще выбирали способ, при котором сотрудники приобретают товары или услуги, а работодатель компенсирует затраты в рамках лимита в заработную плату по подтверждающим документам (чеки, договоры и пр.). Такой подход повышает административную нагрузку на и финансовый и эйчар отделы, а сотрудник вынужден оплачивать покупку из личных средств и ожидать компенсацию в день выплаты заработной платы.

Прямое заключение договоров с провайдерами дает более широкие возможности для выбора льгот, но приводит к увеличению часов, потраченных на обслуживание проекта. 

Половина опрошенных компаний, которые рассматривают возможность запуска гибких льгот, планируют выстроить программу при помощи маркетплейса бенефитов — платформы, которая объединяет поставщиков товаров и услуг. Хоть и в меньшей степени, но компании выбирают предоплаченные банковские карты. 

При использовании маркетплейса бенефитов и/или предоплаченных карт административная нагрузка на эйчар-отдел минимизируется, сотрудникам нет необходимости собирать подтверждающие документы и ожидать компенсацию в заработную плату — они могут воспользоваться льготой мгновенно или с минимальным ожиданием, не затрачивая собственных средств. 

Лимиты и бюджет

Подходы к определению индивидуального лимита гибких льгот

Компании, уже внедрившие гибкие льготы, выбрали фиксированную сумму баллов гибких льгот. Для всех сотрудников устанавливается одинаковый размер вознаграждения без привязки к каким-либо факторам. Такой подход облегчает администрирование программы и создает эффект социального равенства. 

Также среди респондентов есть компании, которые выделяют сотрудникам фиксированную сумму в зависимости от должности/грейда, региона работы и проживания. 

Наполнение программы

Чаще всего (22%) при выборе наполнения каталога гибких льгот компании опираются на регион проживания и работы сотрудников. Респонденты указывают, что возраст, пол (19%) и интересы сотрудников (19%) также учитываются. Лишь 10% компаний решают самостоятельно, какие льготы будут входить в состав корпоративного соцпакета, не учитывая индивидуальные особенности персонала.

Категории-лидеры наполнения программы гибких льгот в уже реализованных проектах

Категории-лидеры самых популярных льгот среди сотрудников

Способы автоматизации

Чаще всего (21%) респонденты отмечали, что для администрирования программы гибких льгот используют офисную программу Excel. Такой способ может подойти для малочисленных компаний или на этапе пилотного проекта, когда в программе небольшое количество участников. Во всех остальных случаях администрирование гибких льгот в «Эксель» — трудоемкий процесс, влекущий за собой ошибки ввиду человеческого фактора.

Те, кто только рассматривает внедрение гибкого подхода, планируют автоматизировать процесс при помощи специализированных программ — платформ провайдеров, которые закрывают несколько потребностей одновременно, — либо путем внутренней разработки. 

Ознакомьтесь с полным текстом исследования — рассказываем о подходах к построению гибких льгот, целях, причинах отказа от предоставления выбора сотрудникам, наполнении пакетов, показателях эффективности, средних лимитах, которые компании выделяют сотрудникам на льготы,  и многом другом.

Получите полную версию итогов исследования

Заполните короткую форму и мы отправим вам подробный ПДФ-файл с результатами исследования.
Мария Самсонова
Эксперт по развитию корпоративных программ благополучия
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации и даю согласие на получение информации о продуктах и услугах ООО «Подарок в Квадрате»

Истории успеха любимых клиентов

Здравствуйте!

Мы заботимся о качестве сервиса, поэтому обещаем, что наш специалист перезвонит в ближайшее рабочее время.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов

Здравствуйте!

Мы заботимся о качестве сервиса, поэтому обещаем, что наш специалист перезвонит в ближайшее рабочее время.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации и даю согласие на получение информации о продуктах и услугах ООО «Подарок в Квадрате»

Спасибо за заявку!

Специалист свяжется с вами в ближайшее время.