Рассказываем о результатах исследования моделей гибких льгот в России: о распространенности, способах их предоставления сотрудникам, бюджетах, наполнении, вариантах автоматизации и другом.
В современных компаниях работают сотрудники разного возраста, с разными профессиями, нуждами и интересами. Обычный социальный пакет не покрывает потребности большинства. Поэтому гибкие льготы становятся эффективным инструментом для привлечения и удержания квалифицированных кадров.
Гибкие льготы — это подход, при котором сотрудники самостоятельно выбирают наполнение пакета корпоративных льгот и компенсаций, исходя из своих желаний и предложенных работодателем опций.
Мы изучали модели гибких льгот в 2022 году, и решили повторить исследование в 2024, чтобы собрать актуальные данные и увидеть динамику.
Вместе с экспертами компании «Бенефактори» при поддержке Высшей Школы Экономики мы решили узнать:
В опросе приняли участие 220 компаний. Среди участников: PepsiCo, X5 Group, Gloria Jeans, Dodo Brands, Unilever, Perfetti Van Melle, VK, Danone, МТС, РЖД, «Балтика», «ВкусВилл», «Рив Гош», «Ростелеком», «Спортмастер», «Аскона», «Аквариус», «Ламода» и другие крупные компании.
Активнее всего программы гибких льгот внедряются в розничном секторе. Компании сектора, как правило, имеют многочисленный штат и распределенную по стране команду, а специфика отрасли связана с высокой конкуренцией и текучестью персонала. Отсюда повышенная потребность в удержании и привлечении персонала и индивидуальном подходе к сотрудникам.
Существенное количество (44%) компаний рассматривают возможность внедрения гибких льгот и детально изучают вопрос. В процессе проработки, согласования и запуска проекта находятся 6% компаний. Около трети опрошенных уже работают по модели гибких льгот: из них 22% участников предоставляют сотрудникам льготы на выбор и не видят необходимости корректировать подход, а 8% уже планируют пересмотр программы. Не планируют внедрять гибкие льготы 13% компаний.
Чаще всего опрошенные отмечали, что гибкие льготы помогут им привлекать и удерживать персонал. С помощью гибких льгот компании предоставляют сотрудникам выбор, выражают заботу и подчеркивают индивидуальный подход к каждому.
Вторая наиболее популярная цель — усилить бренд работодателя.
На третьем месте — задача повысить вовлеченность персонала и учесть разнообразные потребности сотрудников.
Категории сотрудников, которым работодатель предоставляет гибкие льготы
Мы изучили, по какому принципу компании предоставляют доступ сотрудникам к гибким льготам. 40% компаний выдают гибкий соцпакет всем штатным сотрудникам, 39% — только при достижении определенного стажа работы в компании.
Реже компании предоставляют гибкие льготы при выполнении показателей эффективностей или в зависимости от занимаемых должностей либо грейда должности. Связать ключевые рабочие показатели и начисление баллов на баланс гибких льгот — трудоемкий процесс, который требует регулярного аудита, пересмотра и автоматизации.
Большинство (52%) компаний применяют смешанную модель — это означает, что в соцпакете есть базовый набор опций для всех сотрудников, например, ДМС, материальная помощь, скидки от партнеров и/или на продукцию компании и льготы на выбор.
22% респондентов отмечают, что используют смешанно-мотивационную модель, при которой добавляются элементы мотивации в разных форматах. Например, сотрудники могут заработать баллы на свой баланс, выполняя различные задания, оказывая помощь коллегам и за прочие достижения.
Способы предоставления опций соцпакета сотрудникам
Компании, которые уже запустили гибкие льготы, чаще выбирали способ, при котором сотрудники приобретают товары или услуги, а работодатель компенсирует затраты в рамках лимита в заработную плату по подтверждающим документам (чеки, договоры и пр.). Такой подход повышает административную нагрузку на и финансовый и эйчар отделы, а сотрудник вынужден оплачивать покупку из личных средств и ожидать компенсацию в день выплаты заработной платы.
Прямое заключение договоров с провайдерами дает более широкие возможности для выбора льгот, но приводит к увеличению часов, потраченных на обслуживание проекта.
Половина опрошенных компаний, которые рассматривают возможность запуска гибких льгот, планируют выстроить программу при помощи маркетплейса бенефитов — платформы, которая объединяет поставщиков товаров и услуг. Хоть и в меньшей степени, но компании выбирают предоплаченные банковские карты.
При использовании маркетплейса бенефитов и/или предоплаченных карт административная нагрузка на эйчар-отдел минимизируется, сотрудникам нет необходимости собирать подтверждающие документы и ожидать компенсацию в заработную плату — они могут воспользоваться льготой мгновенно или с минимальным ожиданием, не затрачивая собственных средств.
Подходы к определению индивидуального лимита гибких льгот
Компании, уже внедрившие гибкие льготы, выбрали фиксированную сумму баллов гибких льгот. Для всех сотрудников устанавливается одинаковый размер вознаграждения без привязки к каким-либо факторам. Такой подход облегчает администрирование программы и создает эффект социального равенства.
Также среди респондентов есть компании, которые выделяют сотрудникам фиксированную сумму в зависимости от должности/грейда, региона работы и проживания.
Чаще всего (22%) при выборе наполнения каталога гибких льгот компании опираются на регион проживания и работы сотрудников. Респонденты указывают, что возраст, пол (19%) и интересы сотрудников (19%) также учитываются. Лишь 10% компаний решают самостоятельно, какие льготы будут входить в состав корпоративного соцпакета, не учитывая индивидуальные особенности персонала.
Категории-лидеры наполнения программы гибких льгот в уже реализованных проектах
Категории-лидеры самых популярных льгот среди сотрудников
Чаще всего (21%) респонденты отмечали, что для администрирования программы гибких льгот используют офисную программу Excel. Такой способ может подойти для малочисленных компаний или на этапе пилотного проекта, когда в программе небольшое количество участников. Во всех остальных случаях администрирование гибких льгот в «Эксель» — трудоемкий процесс, влекущий за собой ошибки ввиду человеческого фактора.
Те, кто только рассматривает внедрение гибкого подхода, планируют автоматизировать процесс при помощи специализированных программ — платформ провайдеров, которые закрывают несколько потребностей одновременно, — либо путем внутренней разработки.
Ознакомьтесь с полным текстом исследования — рассказываем о подходах к построению гибких льгот, целях, причинах отказа от предоставления выбора сотрудникам, наполнении пакетов, показателях эффективности, средних лимитах, которые компании выделяют сотрудникам на льготы, и многом другом.
Malltech работает на рынке коммерческой недвижимости с 2004 года. Компания — девелопер полного цикла, занимается разработкой концепции, строительством и управлением торговыми центрами суперрегионального формата.