Опытом запуска кафетерия льгот на митапе поделилась Юлия Шамова — начальник управления по работе с персоналом и административному обеспечению АО «ТомскРТС». Мы также пообщались с коллегой Юлии: главным экспертом управления по работе с персоналом Кристиной Берсеневой и коллегами из АО «Томская генерация: главным экспертом управления по работе с персоналом Ольгой Черемисиной и председателем первичной профсоюзной организации Владимиром Рябовым. Юлия и её коллеги рассказали, как можно сформировать такой набор льгот, который будет учитывать желания каждого.
АО «ТомскРТС» обеспечивает выработку, транспортировку, распределение и сбыт тепловой энергии, ремонтирует тепловые магистрали, сети водоснабжения и котельное оборудование. АО «Томская генерация» производит электрическую и тепловую энергию на ГРЭС-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-1 г. Томска.
Специфика обеих компаний — широкий штат сотрудников разных специальностей. Это руководители и специалисты, а также рабочие. В «Томской генерации» такие сотрудники в основном работают на станциях, тогда как в «Томск РТС» большую часть времени они проводят на выездной работе.
«Томск РТС» — предприятие с многолетней историей. Многие процессы стандартизировали давно, например, социальные гарантии и дополнительные льготы работникам отражены в коллективном договоре. Это абонементы в бассейн и тренажёрный зал, материальная помощь к отпуску, ДМС, путёвки работникам в санатории, а также льгота на оплату тепла и электричества.
Коллеги говорили, что те или иные льготы не востребованы. Например, молодежь не хотела посещать санатории, а вот сотрудники старшего возраста не пользовались тренажерным залом.
В 2019 году решили запустить кафетерий льгот, который будет отвечать потребностям работников всех специальностей и должностей. С 1 января 2020 года стартовал пилотный проект. В первый год его существования наборы льгот сформировали по классической схеме кафетерия в зависимости от грейда. Грейды сотрудников распределялись по должностям. Чем выше должность — тем выше грейд. А значит, больше баллов в кафетерии. Такое распределение также служит мотивацией сотрудников к росту.
Еще один важный момент — ограниченность бюджета:
Наша деятельность регламентируется государством, значит при внедрении новой системы льгот мы не могли выйти за рамки существующего бюджета. Нужен был выбор, поэтому мы решили внедрять кафетерий льгот.
В кафетерий льгот пилотного проекта входили:
Благодаря гибкой системе бюджет не увеличивается, а распределяется между льготами. Остались и важные составляющие коллективного договора:
Мой личный совет и наша принципиальная позиция — оставлять льготу обеспечения оздоровления детей сотрудников в рамках коллективного договора. Дети все одинаковы, вне зависимости от того, кем работают родители.
Пилотный проект стартовал со 190 участниками: это 37 руководителей подразделений, 76 служащих и 77 рабочих. Важно было включить все категории работников.
По итогу первого пилотного года самыми популярными льготами стали:
Провели анонимный опрос удовлетворённости, который показал, что 77% опрошенных сотрудников захотели продолжить пользоваться кафетерием льгот. Компания приняла решение тиражировать проект дальше. В 2021 году пилотный проект переориентировали на поддержку сотрудников рабочих категорий. Фокусом стала идея необходимости добавления льгот.
В 2021-м «Томск РТС» внедрили новую льготу «Оплата питания работников» на основе предоплаченной карты «СУП», что позволило обеспечить сотрудников едой без привязки к отдельным пунктам питания.
Юлия рассказала, что на предприятии трудятся разные специалисты. Самая многочисленная категория — рабочие. Объекты и сами места их базирования разбросаны по всему городу. Локальной столовой это решить было невозможно: рабочие не смогут в свой часовой перерыв со всего города приезжать на обед в одно место.
Второй момент — не всегда возможно посетить кафе. У рабочих тяжелый труд: с объекта в спецодежде на это не всегда есть время, да и просто неудобно. В таких случаях спасает доставка: «Деливери» или любая другая с оплатой на сайте кафе или курьеру через терминал.
По итогу 2021 года, самыми популярными льготами традиционно стали:
К этому списку в 2021 году добавилась льгота «Оплата питания», и уже 89,7% опрошенных сотрудников выразили желание и далее пользоваться кафетерием льгот.
По питанию мы нашли решение — карта «СУП». Она позволила нам выполнить одно из важных условий: возможность оплаты доставки. Это прекрасный опыт, который я всем рекомендую, И это был прорыв, потому что решение учитывает специфику работы сотрудников нашего предприятия.
Пластиковая карта «СУП» работает как обычная банковская карта. Сотрудники оплачивают ей готовую еду в кафе, ресторанах или сервисах доставки. Снять деньги с карты не получится — это делает её уникальной при целевом использовании бюджета компании.
Мы все пользуемся этими картами уже 3 года, и это понятный банковский продукт. Нам не нужно дополнительно коммуницировать с рабочими, как им оплатить обед или доставку. Я думаю, в «Томской генерации» никаких проблем с этим инструментом не будет.
В 2024 году проект также запустили и в АО «Томская генерация». Перед коллегами Юлии и Кристины стояли другие задачи. В компании долгое время пользовались картой питания в местной столовой на предприятии.
Около 30% сотрудников были недовольны этим решением — хотели питаться в других столовых или заказывать доставку. Дело не только в качестве еды: у людей разные предпочтения и ограничения. Есть вегетарианцы и те, кто в принципе не употребляет отдельные продукты в пищу. Поэтому сделали выбор в пользу «СУП», так как выбор по карте — широчайший.
У нас электроэнергетика — это в основном персонал на станциях. Люди были привязаны к столовой на предприятии. Особенно это касается станции ТЭЦ-3, которая находится за городом. Нет вариантов, куда сходить на обед. И сотрудники через профсоюз просили расширить список столовых, где могут питаться. У нас две дочерних организации: в «ТомскРТС» систему «СУП» запустили раньше, и у них появился этот выбор. Сотрудники общаются, и, конечно, те, кто в «Томской генерации» работают, тоже просили внедрить такую систему.
Сотрудники хотели не только посещать столовую, но и выезжать в другие места в свой обеденный перерыв и питаться разнообразнее. Для сотрудников из управления, которые ездят в командировки, карта тоже стала полезной: работает везде в России, где есть терминалы оплаты или сервисы доставки.
В 2022 году проект кафетерия льгот растиражировали на всех сотрудников АО «Томск РТС».
Учитывая ситуации на уровне рынка труда и текучесть, мы разбили пакет льгот для двух категорий сотрудников: рабочие и руководители и специалисты. И сделали большее количество баллов для рабочих. Так мы решили их поддержать.
Сегодня в проекте участвует 805 человек, а питание входит в набор самых популярных льгот:
Компания увеличила сумму баллов для всех сотрудников, при этом приоритет оставили на рабочих специальностях. Это позволяет мотивировать их на продуктивную работу. В 2023 году 96% опрошенных нравится пользоваться кафетерием льгот. В условиях нехватки специалистов и рабочих на рынке труда такое решение является инструментом удержания сотрудников в компании.
Юлия Шамова говорит, что, в отличие от питания, обучения детей и компенсации спорта, в списке популярных льгот по итогам 2023 года отсутствует ДМС. Она объяснила тем, что уровень медицинских услуг в Томске по ДМС эквивалентен уровню по ОМС, поэтому сотрудники выбирают другое наполнение социального пакета.
Альтернативой программе ДМС в регионах может быть виртуальная предоплаченная карта «Здоровье»: с её помощью сотрудники оплачивают не только услуги в любых клиниках и медицинских лабораториях, но и покупки в аптеках, оптиках и даже специализированных остеопатических магазинах.
Юлия также поделилась, что сегодня в компании существует тенденция в объединении льгот. Если раньше они разделяли бассейн и спортзал, то теперь приходят к тому, что всё это одна льгота — фитнес. Туристическая и санаторная путёвка — это путешествие. Таким образом, индустрия движется к унификации льгот для того, чтобы у сотрудников появилось больше свободы в выборе того, что им действительно нужно.
В «Томск РТС» также отметили, что вырос интерес сотрудников к образованию:
У нас также популярна история с образованием. Сотрудники используют льготу для себя: получают образование по договору-оферте. Кто-то получает второе высшее, кто-то — первое. И вторая часть этой льготы — образование ребёнка: везде, где учатся дети и где есть лицензия на образовательную деятельность, они могут компенсировать расходы на оплату этих услуг.
В АО «Томской генерации» видят спрос на культурно-массовые мероприятия:
Топ-3 льготы в «Томской генерации»: компенсация питания, образование работника и детей, спорт. Сейчас также есть тенденция спроса на культурно-массовые мероприятия. Мы связываем это с прошлыми ограничениями из-за пандемии. Люди долго сидели на изоляции, никуда не ходили, а сейчас снова доступны кино, театры и выставки.
Предпочтения меняются, сотрудники и соискатели обращают внимание на состав социального пакета, удобство его использования, разнообразие и универсальность представленных в нем инструментов. В этих условиях конкуренцию за ценные кадры выигрывают компании, которые знают, чего хочет их персонал, слушает и слышит. А главное, всегда готов помочь:
У нас есть возможность запускать опросник, если мы хотим предложить что-то новое. Мы постоянно общаемся с активными сотрудниками в профсоюзах, на станциях, в управлении: узнаём, что им нужно, довольны или недовольны. Постоянно просим обратную связь. И никогда не оставляем без внимания просьбы наших коллег. Сегодня работники дополнительно к имеющимся льготам хотят иметь возможность посещать салон красоты, массажные кабинеты без привязки к конкретной точке, покупать спортивные товары: инвентарь, одежду, спортпит. Вот это топ пожеланий на будущее.
Мы благодарим Юлию Шамову и Кристину Берсеневу из АО «ТомскРТС», а также их коллег из АО «Томская генерация» Ольгу Черемисину и Владимира Рябова за открытость, профессионализм и искреннее стремление сделать жизнь сотрудников своих предприятий лучше, тем самым меняя к лучшему всю индустрию и рынок труда.
Malltech работает на рынке коммерческой недвижимости с 2004 года. Компания — девелопер полного цикла, занимается разработкой концепции, строительством и управлением торговыми центрами суперрегионального формата.