Top.Mail.Ru
Кейс Интер РАО

Кейс Интер РАО

29 февраля на митапе «Как запустить кафетерий льгот, чтобы учесть интересы сотрудников и бизнеса» специалисты группы компаний «Интер РАО» из Томска рассказали, как запустить программу заботы о сотрудниках в крупной государственной компании.

Опытом запуска кафетерия льгот на митапе поделилась Юлия Шамова — начальник управления по работе с персоналом и административному обеспечению АО «ТомскРТС». Мы также пообщались с коллегой Юлии: главным экспертом управления по работе с персоналом Кристиной Берсеневой и коллегами из АО «Томская генерация: главным экспертом управления по работе с персоналом Ольгой Черемисиной и председателем первичной профсоюзной организации Владимиром Рябовым. Юлия и её коллеги рассказали, как можно сформировать такой набор льгот, который будет учитывать желания каждого.

АО «ТомскРТС» обеспечивает выработку, транспортировку, распределение и сбыт тепловой энергии, ремонтирует тепловые магистрали, сети водоснабжения и котельное оборудование. ​​АО «Томская генерация» производит электрическую и тепловую энергию на ГРЭС-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-1 г. Томска.

Специфика обеих компаний — широкий штат сотрудников разных специальностей. Это руководители и специалисты, а также рабочие. В «Томской генерации» такие сотрудники в основном работают на станциях, тогда как в «Томск РТС» большую часть времени они проводят на выездной работе.

Как было раньше

«Томск РТС» — предприятие с многолетней историей. Многие процессы стандартизировали давно, например, социальные гарантии и дополнительные льготы работникам отражены в коллективном договоре. Это абонементы в бассейн и тренажёрный зал, материальная помощь к отпуску, ДМС, путёвки работникам в санатории, а также льгота на оплату тепла и электричества.

Коллеги говорили, что те или иные льготы не востребованы. Например, молодежь не хотела посещать санатории, а вот сотрудники старшего возраста не пользовались тренажерным залом.
Юлия Шамова
Юлия Шамова
Начальник управления по работе с персоналом и административному обеспечению, АО «ТомскРТС»

Грейды и бюджет

В 2019 году решили запустить кафетерий льгот, который будет отвечать потребностям работников всех специальностей и должностей. С 1 января 2020 года стартовал пилотный проект. В первый год его существования наборы льгот сформировали по классической схеме кафетерия в зависимости от грейда. Грейды сотрудников распределялись по должностям. Чем выше должность — тем выше грейд. А значит, больше баллов в кафетерии. Такое распределение также служит мотивацией сотрудников к росту.

Еще один важный момент — ограниченность бюджета:

Наша деятельность регламентируется государством, значит при внедрении новой системы льгот мы не могли выйти за рамки существующего бюджета. Нужен был выбор, поэтому мы решили внедрять кафетерий льгот.
Юлия Шамова
Юлия Шамова
Начальник управления по работе с персоналом и административному обеспечению, АО «ТомскРТС»

В кафетерий льгот пилотного проекта входили: 

  • абонементы в бассейн и тренажёрный зал, 
  • материальная помощь к отпуску,
  • ДМС для сотрудников и их детей,
  • льготы на оплату тепла и электричества,
  • оплата питания работников, 
  • образование работников,
  • посещение культурных и спортивных мероприятий, 
  • обучение детей, 
  • частичная оплата путевок работникам.

Благодаря гибкой системе бюджет не увеличивается, а распределяется между льготами. Остались и важные составляющие коллективного договора:

Мой личный совет и наша принципиальная позиция — оставлять льготу обеспечения оздоровления детей сотрудников в рамках коллективного договора. Дети все одинаковы, вне зависимости от того, кем работают родители.
Юлия Шамова
Юлия Шамова
Начальник управления по работе с персоналом и административному обеспечению, АО «ТомскРТС»

Пилотный проект стартовал со 190 участниками: это 37 руководителей подразделений, 76 служащих и 77 рабочих. Важно было включить все категории работников.

По итогу первого пилотного года самыми популярными льготами стали:

  • льгота на оплату тепла и электричества,
  • материальная помощь к отпуску,
  • ДМС для сотрудников и их детей,
  • обучение детей, 
  • абонементы в бассейн и тренажёрный зал.

Провели анонимный опрос удовлетворённости, который показал, что 77% опрошенных сотрудников захотели продолжить пользоваться кафетерием льгот. Компания приняла решение тиражировать проект дальше. В 2021 году пилотный проект переориентировали на поддержку сотрудников рабочих категорий. Фокусом стала идея необходимости добавления льгот.

Решения по питанию сотрудников

В 2021-м «Томск РТС» внедрили новую льготу «Оплата питания работников» на основе предоплаченной карты «СУП», что позволило обеспечить сотрудников едой без привязки к отдельным пунктам питания.

Юлия рассказала, что на предприятии трудятся разные специалисты. Самая многочисленная категория — рабочие. Объекты и сами места их базирования разбросаны по всему городу. Локальной столовой это решить было невозможно: рабочие не смогут в свой часовой перерыв со всего города приезжать на обед в одно место.

Второй момент — не всегда возможно посетить кафе. У рабочих тяжелый труд: с объекта в спецодежде на это не всегда есть время, да и просто неудобно. В таких случаях спасает доставка: «Деливери» или любая другая с оплатой на сайте кафе или курьеру через терминал.

По итогу 2021 года, самыми популярными льготами традиционно стали: 

  • льгота на оплату тепла и электричества, 
  • материальная помощь к отпуску,
  • обучение детей и абонементы в бассейн и тренажёрный зал.

К этому списку в 2021 году добавилась льгота «Оплата питания», и уже 89,7% опрошенных сотрудников выразили желание и далее пользоваться кафетерием льгот.

По питанию мы нашли решение — карта «СУП». Она позволила нам выполнить одно из важных условий: возможность оплаты доставки. Это прекрасный опыт, который я всем рекомендую, И это был прорыв, потому что решение учитывает специфику работы сотрудников нашего предприятия.
Юлия Шамова
Юлия Шамова
Начальник управления по работе с персоналом и административному обеспечению, АО «ТомскРТС»

Пластиковая карта «СУП» работает как обычная банковская карта. Сотрудники оплачивают ей готовую еду в кафе, ресторанах или сервисах доставки. Снять деньги с карты не получится — это делает её уникальной при целевом использовании бюджета компании. 

Мы все пользуемся этими картами уже 3 года, и это понятный банковский продукт. Нам не нужно дополнительно коммуницировать с рабочими, как им оплатить обед или доставку. Я думаю, в «Томской генерации» никаких проблем с этим инструментом не будет.
Кристина Берсенева
Кристина Берсенева
Главный эксперт управления по работе с персоналом, АО «Томск РТС»

В 2024 году проект также запустили и в АО «Томская генерация». Перед коллегами Юлии и Кристины стояли другие задачи. В компании долгое время пользовались картой питания в местной столовой на предприятии. 

Около 30% сотрудников были недовольны этим решением — хотели питаться в других столовых или заказывать доставку. Дело не только в качестве еды: у людей разные предпочтения и ограничения. Есть вегетарианцы и те, кто в принципе не употребляет отдельные продукты в пищу. Поэтому сделали выбор в пользу «СУП», так как выбор по карте — широчайший.
Ольга Черемисина
Ольга Черемисина
Главный эксперт управления по работе с персоналом, АО «Томская генерация»

У нас электроэнергетика — это в основном персонал на станциях. Люди были привязаны к столовой на предприятии. Особенно это касается станции ТЭЦ-3, которая находится за городом. Нет вариантов, куда сходить на обед. И сотрудники через профсоюз просили расширить список столовых, где могут питаться. У нас две дочерних организации: в «ТомскРТС» систему «СУП» запустили раньше, и у них появился этот выбор. Сотрудники общаются, и, конечно, те, кто в «Томской генерации» работают, тоже просили внедрить такую систему.
Владимир Рябов
Председатель первичной профсоюзной организации АО «Томская генерация»

Сотрудники хотели не только посещать столовую, но и выезжать в другие места в свой обеденный перерыв и питаться разнообразнее. Для сотрудников из управления, которые ездят в командировки, карта тоже стала полезной: работает везде в России, где есть терминалы оплаты или сервисы доставки.

Кафетерий для всех

В 2022 году проект кафетерия льгот растиражировали на всех сотрудников АО «Томск РТС».

Учитывая ситуации на уровне рынка труда и текучесть, мы разбили пакет льгот для двух категорий сотрудников: рабочие и руководители и специалисты. И сделали большее количество баллов для рабочих. Так мы решили их поддержать.
Юлия Шамова
Юлия Шамова
Начальник управления по работе с персоналом и административному обеспечению, АО «ТомскРТС»

Сегодня в проекте участвует 805 человек, а питание входит в набор самых популярных льгот:

  • Льгота на оплату тепла и электричества,
  • материальная помощь к отпуску,
  • обучение детей, 
  • абонементы в бассейн и тренажерный зал,
  • оплата питания.

Компания увеличила сумму баллов для всех сотрудников, при этом приоритет оставили на рабочих специальностях. Это позволяет мотивировать их на продуктивную работу. В 2023 году 96% опрошенных нравится пользоваться кафетерием льгот. В условиях нехватки специалистов и рабочих на рынке труда такое решение является инструментом удержания сотрудников в компании.

Тенденции современного социального пакета

Юлия Шамова говорит, что, в отличие от питания, обучения детей и компенсации спорта, в списке популярных льгот по итогам 2023 года отсутствует ДМС. Она объяснила тем, что уровень медицинских услуг в Томске по ДМС эквивалентен уровню по ОМС, поэтому сотрудники выбирают другое наполнение социального пакета.

Альтернативой программе ДМС в регионах может быть виртуальная предоплаченная карта «Здоровье»: с её помощью сотрудники оплачивают не только услуги в любых клиниках и медицинских лабораториях, но и покупки в аптеках, оптиках и даже специализированных остеопатических магазинах.
Татьяна Абросимова
Татьяна Абросимова
Ведущий менеджер по работе с ключевыми клиентами, «Подарок в Квадрате»

Юлия также поделилась, что сегодня в компании существует тенденция в объединении льгот. Если раньше они разделяли бассейн и спортзал, то теперь приходят к тому, что всё это одна льгота — фитнес. Туристическая и санаторная путёвка — это путешествие. Таким образом, индустрия движется к унификации льгот для того, чтобы у сотрудников появилось больше свободы в выборе того, что им действительно нужно.

В «Томск РТС» также отметили, что вырос интерес сотрудников к образованию:

У нас также популярна история с образованием. Сотрудники используют льготу для себя: получают образование по договору-оферте. Кто-то получает второе высшее, кто-то — первое. И вторая часть этой льготы — образование ребёнка: везде, где учатся дети и где есть лицензия на образовательную деятельность, они могут компенсировать расходы на оплату этих услуг.
Кристина Берсенева
Кристина Берсенева
Главный эксперт управления по работе с персоналом, АО «Томск РТС»

В АО «Томской генерации» видят спрос на культурно-массовые мероприятия:

Топ-3 льготы в «Томской генерации»: компенсация питания, образование работника и детей, спорт. Сейчас также есть тенденция спроса на культурно-массовые мероприятия. Мы связываем это с прошлыми ограничениями из-за пандемии. Люди долго сидели на изоляции, никуда не ходили, а сейчас снова доступны кино, театры и выставки.
Ольга Черемисина
Ольга Черемисина
Главный эксперт управления по работе с персоналом, АО «Томская генерация»

Предпочтения меняются, сотрудники и соискатели обращают внимание на состав социального пакета, удобство его использования, разнообразие и универсальность представленных в нем инструментов. В этих условиях конкуренцию за ценные кадры выигрывают компании, которые знают, чего хочет их персонал, слушает и слышит. А главное, всегда готов помочь:

У нас есть возможность запускать опросник, если мы хотим предложить что-то новое. Мы постоянно общаемся с активными сотрудниками в профсоюзах, на станциях, в управлении: узнаём, что им нужно, довольны или недовольны. Постоянно просим обратную связь. И никогда не оставляем без внимания просьбы наших коллег. Сегодня работники дополнительно к имеющимся льготам хотят иметь возможность посещать салон красоты, массажные кабинеты без привязки к конкретной точке, покупать спортивные товары: инвентарь, одежду, спортпит. Вот это топ пожеланий на будущее.
Ольга Черемисина
Ольга Черемисина
Главный эксперт управления по работе с персоналом, АО «Томская генерация»

Мы благодарим Юлию Шамову и Кристину Берсеневу из АО «ТомскРТС», а также их коллег из АО «Томская генерация» Ольгу Черемисину и Владимира Рябова за открытость, профессионализм и искреннее стремление сделать жизнь сотрудников своих предприятий лучше, тем самым меняя к лучшему всю индустрию и рынок труда.

Получите материалы мероприятия

Заполните короткую форму, и мы отправим ссылку на презентации и запись видео спикеров митапа «Как запустить кафетерий льгот, чтобы учесть интересы сотрудников и бизнеса»
Мария Самсонова
Эксперт по развитию корпоративных программ благополучия
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации и даю согласие на получение информации о продуктах и услугах ООО «Подарок в Квадрате»

Истории успеха любимых клиентов

Здравствуйте!

Мы заботимся о качестве сервиса, поэтому обещаем, что наш специалист перезвонит в ближайшее рабочее время.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов

Здравствуйте!

Мы заботимся о качестве сервиса, поэтому обещаем, что наш специалист перезвонит в ближайшее рабочее время.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации и даю согласие на получение информации о продуктах и услугах ООО «Подарок в Квадрате»

Спасибо за заявку!

Специалист свяжется с вами в ближайшее время.