Отвечаем на вопросы: что означает DIY, как на рынок стройматериалов повлияли тренды в продажах, как не упустить момент и эффективно запустить бренд товаров DIY и почему лучшее время — сейчас.
Содержание:
Это аббревиатура от Do It Yourself, что в переводе означает «сделай это сам». Но это не просто вещи, сделанные своими руками, необязательно творчество или ремесло. DIY — это намного больше. Это целая философия и образ мышления, благодаря которому люди могут создавать и усовершенствовать уже купленные вещи, зачастую придавая им максимальную ценность и полезность. Некоторые представляют это, как что-то вроде вещиц «хэндмэйд», но это не совсем верно. В рамках DIY человек может своими руками подшить шторы, вырастить авокадо из косточки, обновить комод с помощью красок, трафаретов и лаков, сделать ремонт в квартире с нуля или даже возвести собственную постройку.
Всё, что человек улучшает, ремонтирует, строит сам — без помощи экспертов, можно отнести к концепции DIY. Для этого ему лишь нужны идеи, желание и, как ни странно, материалы. И наконец мы подошли к главному вопросу: что такое DIY в продажах? Самую обширную часть рынка «диайвай» занимают магазины строительных материалов и бытовых принадлежностей — именно там можно найти любые материалы и подручные средства для воплощения идей. Поэтому уже в 1970-х аббревиатура DIY в продажах стала тесно связана со строительными гипермаркетами.
А на сегодняшний день крупные игроки рынка стали практически универсальными магазинами товаров DIY.
2022–2023 годы стали непростыми в экономическом плане для многих предприятий. Уход зарубежных компаний существенно повлиял на рынок продаж. Но в связи с этим открылись новые возможности для отечественных участников рынка. Стоит отметить, что вопрос об импортозамещении остро встал не только в 2023 году. С ухудшением политической обстановки первые шаги со стороны государства по реализации таких программ были намечены ещё в 2014-м. А в начале прошлого года эксперты ВШЭ смогли поделиться оценкой результатов, и именно промышленность стройматериалов вырвалась в лидеры по уровню обеспечения отечественной продукцией с показателем 96%.
Многие ушедшие компании, такие как «Икеа», производили товары на заводах в России, а после ухода с рынка продали мощности российским инвесторам, поэтому производство вышло на другой уровень, но не приостановлено. Компания, владеющая сетью строительных гипермаркетов OBI, ушла с российского рынка, но передала владение местным юридическим лицам. Благодаря этому сеть продолжает функционировать на территории страны.
Помимо отечественных компаний, на российских полках начали чаще появляться китайские, турецкие и белорусские бренды. Это относится как к продажам в целом, так и конкретно к рынку DIY. И если в 2022 году могло показаться, что появился дефицит ассортимента, то теперь стало понятно — проблема практически решена, а крупные игроки рынка достаточно быстро сориентировались и практически полностью восполнили количество и разнообразие товаров.
И всё же крупнейший ритейлер отрасли не только остался на российском рынке, но и продолжает лидировать по доле и заработку среди строительных маркетов. Загадка не очень сложная и ответ однозначен. Конечно, это «Леруа Мерлен».
Сложно сказать, хорошая это тенденция или нет — покажет время. Но рынок DIY точно не готов к потере этого важного игрока, хотя он до сих пор является недосягаемым конкурентом для отечественных магазинов. Ведь именно за счёт крупнейших компаний, в том числе «Леруа Мерлен», можно говорить о каком-либо росте продаж в сфере строительства.
Если очистить первую десятку от новых игроков, к которым мы относим маркетплейсы, мы увидим один из самых слабых по динамике итогов — рост выручки тор-10 не дотянулся и до 12%. Хуже было только в пандемию, когда магазины в течение долгого времени стояли закрытыми. Таким образом, без учёта маркетплейсов рынок снижается. Но если принять в расчёт результаты работы трёх крупнейших online-игроков, то рост продаж можно оценить на уровне 20% и говорить о росте рынка. Крупнейшим ритейлером отрасли остаётся, безусловно, Leroy Merlin. Компания накопила колоссальные рыночные силы, её доля приближается к 30%. Именно поэтому новости о её возможном уходе из России носили тревожный характер. Совершенно очевидно: если что-то случится с таким масштабным участником рынка, его передел окажется очень существенным.
Маркетплейсы в России захватывают новые ниши. И в 2023 году это отразилось и на сегменте DIY. Информационное агентство INFOLine привело исследование, согласно которому в первом полугодии 2023 года наиболее динамично в сфере росли платформы e-commerce. И здесь с большим отрывом выделяется «Леруа Мерлен». Но, что более интересно, второе место среди ритейлеров DIY по онлайн-продажам занимает «Озон». И только после в рейтинге вновь можно увидеть профильные компании: онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» и СТД «Петрович».
Резонный вопрос: смогут ли маркетплейсы в будущем заменить DIY-ритейлеров и есть ли будущее у нишевого бизнеса? Эксперты отвечают однозначно: несмотря на то, что маркетплейсы действительно наращивают обороты товаров для декора и обустройства дома, есть факторы, которые всегда будут тормозить этот рост:
Экономическая ситуация в стране отразилась не только на компаниях, но и на потребителях. Изменилась покупательская способность, потребители пересмотрели свои ценности и затраты. И конечно, это повлияло на тренды DIY.
Не все сферы были готовы к быстрому импортозамещению, в каких-то сегментах цены выросли, некоторые сотрудники потеряли работу после ухода крупных зарубежных компаний, неопытные специалисты всё ещё остаются не сильно востребованными на рынке труда, несмотря на кадровый голод. Многие потребители перешли в режим экономии.
И всё же по опросу аналитического центра НАФИ:
В период социально-экономических изменений людям свойственно пересматривать свои возможности и принимать стратегии, направленные на повышение личной финансовой устойчивости. Недвижимость при этом рассматривается как один из базовых составных компонентов такой устойчивости. Улучшение жилищных условий с одной стороны, воспринимается россиянами как попытка обеспечить себе более высокий уровень комфорта, что приобрело особую ценность в период пандемии, а с другой — недвижимость находится на первом месте в списке надёжных и выгодных способов сбережения и приумножения своих средств. Именно поэтому, несмотря на изменения конъюнктуры в стране за текущий год, желающих сделать ремонт или купить новую недвижимость за последний год только прибавилось.
Статистика показывает, что потребители не планируют откладывать покупки на потом. Но реальное поведение всё же поменялось — теперь решение о покупке стало более осознанным и взвешенным, а концепция «сделай сам» в период экономии набирает популярность. Это значит, что рост продаж в сегменты DIY возможен, но конкуренция за покупателя становится более серьёзной. В свою очередь эта конкуренция побуждает компании:
Мы с вами уже знаем, что это не так — маркетплейсы вырываются в лидеры по онлайн-продажам. И если крупные ритейлеры с онлайн-площадками готовы к конкуренции, то что осталось нишевым производителям? Оказывается, конкуренция не единственный путь. Конечно, компании сами уходят на популярные онлайн-площадки, ведь это не просто выгодно, повышает продажи, но и помогает продвинуть свой бренд и сделать его узнаваемым. Согласно опросу INFOLine в конце 2023 года только 15% компаний в сфере DIY не работали с маркетплейсами и не планировали. 11% были готовы к партнёрству, а 74% на момент исследования уже сотрудничали с ними.
Несомненно, узнаваемость бренда влияет на вероятность покупки. Но, как выяснили специалисты НАФИ, сегодня это далеко не самый важный критерий у покупателей.
Почему потребитель готов купить строительный и отделочный материал?
Критерий |
Доля опрошенных |
Долговечность |
92% |
Низкая цена |
88% |
Внешний вид (цвет, рисунок, фактура и т. д.) |
88% |
Состав товара |
87% |
Акция или спецпредложение |
84% |
Условия эксплуатации |
83% |
Размер/расход/объем материала |
83% |
Знакомый производитель |
68% |
Страна производства |
65% |
Популярность бренда |
64% |
Почему для участников рынка особенно важно обратить на это внимание?
Именно сейчас появилась большая вероятность, что покупатели выберут и познакомятся с вашим брендом, а значит, самое время его продвигать и повышать узнаваемость. Это действительно крутой шанс для отечественных и малоизвестных компаний, чтобы расти. А крупные ритейлеры начинают запускать собственные бренды, благодаря чему могут не только повысить заработок, но и заполнить полки магазина.
Ситуация послужила хорошим стимулом, чтобы стремительно увеличивать долю товаров собственных торговых марок. Мы это делаем во всех товарных категориях.
Какие методы увеличения продаж в DIY существуют
Как можно монетизировать тренды текущего года
Как эффективно запустить новый товар или бренд, на что обратить внимание
Да, запускать новый товар или бренд, кажется, актуально как никогда. Но важно не забывать, что конкуренция на российском DIY-рынке остаётся — как минимум это отечественные и пришедшие азиатские бренды, а создание нового продукта — это работа большой команды и достаточно длительное время. Поэтому не стоит упускать момент — не затягивайте с идеей.
Самые важные этапы, про которые нельзя забывать при запуске продукта:
В мебельном сегменте можно сделать акцент не только на замену мебели IKEA, но и на совместимость и модульность мебели. Например, предлагать не просто «шкаф как в IKEA», а «шкаф, совместимый с мебелью IKEA».
Какие инструменты продвижения сейчас эффективны
В целом нельзя сказать, что рынок товаров DIY глобально пострадал. Поменялся — да. Переориентировался — да. Нужны будут новые методы привлечения клиентов, смелые идеи и их монетизация — определённо. Рынок меняется, подстраивается под потребителя, экономическую ситуацию и мировые тенденции — и это абсолютно нормальная и нестрашная ситуация, потому что тренды меняются, а рынок DIY-товаров продолжает жить. И, наоборот, мы даже смогли найти плюс в случае с ситуацией на рынке DIY — теперь у отечественных производителей появился реальный шанс развить собственный бренд и новый продукт. Просто нужно продумать уникальную стратегию, чтобы расти. И мы даже уже подготовили для вас решения. Помимо того, что мы сами выросли за последний год, у нас уже есть готовые кейсы в DIY-сфере. Например, благодаря нашей работе компания-дистрибьютор стройматериалов «Амбаръ» смогла увеличить отгрузку акционного товара на 30% всего за месяц. И таких кейсов в нашей работе накопилось уже очень много. А значит, ваше желание + качественный продукт + современные тренды + наша экспертность и качественная работа = прибыль и успех.
Malltech работает на рынке коммерческой недвижимости с 2004 года. Компания — девелопер полного цикла, занимается разработкой концепции, строительством и управлением торговыми центрами суперрегионального формата.