Узнайте, почему и как современные компании внедряют программы гибких льгот. Расскажем, можно ли отдать администрирование льгот на аутсорс и как предоплаченные карты облегчают работу эйчаров. Без воды. С цифрами.
Содержание:
Журнал «Льготы и Бенефиты» совместно с «Подарком в Квадрате» и «Бенефактори» провёл исследование моделей предоставления гибких льгот в России в 2022 году. В нём приняли участие 134 российские и зарубежные компании.
Гибкие льготы — тип корпоративного социального пакета, при котором сотрудники самостоятельно выбирают его наполнение.
Исследование показало, что чем больше сотрудник влияет на результаты компании, тем важнее инструменты привлечения, удержания и мотивирования персонала. Повышается не только гибкость оплаты труда, но меняется и соцпакет. Он перестаёт быть жёсткой формой социальной поддержки, становится инструментом системного и оперативного решения HR-задач, стоящих перед компанией.
Делимся результатами исследования и комментариями экспертов: главного редактора и основателя журнала «Льготы и бенефиты» Станислава Нагерняка, директора по развитию компании «Подарок в Квадрате» Олеси Кривенко и генерального директора «Бенефактори» Дениса Чалова. Полный текст исследования — в конце статьи.
Гибкие льготы становятся всё более популярным инструментом мотивации и удержания персонала. И основная причина этого — новые постковидные форматы работы: удалёнка и гибрид с удалёнкой. Практика работы не из офиса только набирает популярность, а значит, самое время начать выстраивать систему мотивации сотрудников, работающих из разных точек страны.
«3-4 года назад был всплеск интереса к гибким льготам. В 2018/19 годах — провал. С 2020-го, начиная с ковидной истории, система снова выстрелила, начался её ренессанс. Появился гибрид удалёнки. Нужно было продолжать предоставлять льготы, оперативно менять сотрудникам соцпакет — но как? Проще всего было это сделать через гибкие льготы, дав сотруднику право персонального наполнения соцпакета»
Прослеживается тенденция перехода в пользу кафетерия с минимальным базовым набором льгот. К этому пакету добавляется гибкая часть для выбора сотрудником.
Количество программ с дополнительной мотивационной частью продолжит расти, так как возможность зарабатывать баллы мотивирует сотрудников на дополнительные корпоративные достижения.
ИТ и фармбизнес с помощью гибких льгот стараются удержать специалистов в условиях жестокой конкуренции. Коммерция пробует новые методы мотивации из-за специфики отрасли и тяги к ноу-хау для повышения эффективности бизнеса.
«Мало того, что мы попали в демографическую яму, так ещё и большое количество трудоспособных и квалифицированных людей покинули страну. Конкуренты усилили охоту на лучших. Гибкие льготы дают возможность дополнительно привязать к себе сотрудника наравне с другими способами увеличения вовлеченности и мотивации»
Чаще всего гибкие льготы представляют собой компенсацию в зарплату по подтверждающим документам. Также популярны маркетплейсы бенефитов, куда, кроме широкого списка льгот, всë чаще включаются наиболее востребованные сотрудниками предоплаченные целевые карты, или они используются компаниями отдельно для наполнения корзины льгот.
Предоплаченные карты появились в России не так давно, но показывают отличный потенциал: их планируют внедрить в два раза больше компаний, чем используют сейчас. При этом чаще всего в ответах отмечали провайдера «Подарок в Квадрате».
«Карточные решения — это не только гарантированное целевое использование средств работодателя, но и экономия времени на администрирование льгот. Например, при компенсации расходов на медицину, сотруднику можно выдать предоплаченную карту «Здоровье», которой он воспользуется в любой аптеке в любом городе России. Потратить средства с неё возможно только на покупку лекарств, и не придётся собирать, архивировать и хранить чеки, персональные данные. Аналогичная история с бенефит-картами «Спорт», «Обучение», «Отдых и путешествия» и других категорий. Для сотрудника это понятные и удобные инструменты, ведь все умеют пользоваться банковскими картами»
По мнению Станислава Нагерняка, при реализации программ компенсации по чекам до сих пор существует практика аннулирования договоров сотрудниками. Так работодатель получает усложненную форму монетизации льгот, а эйчары — большую административную нагрузку. При внедрении современного решения на предоплаченных картах бюджет соцпакета используются целевым образом.
Почти половина опрошенных до сих пор пользуется базовыми решениями, например, Excel. Это практично, если компания небольшая, а набор льгот — маленький. Но процесс становится дорогим и трудозатратным, если в компании больше 300 сотрудников.
27% компаний разрабатывают собственную платформу предоставления гибких льгот.
«Такой формат выбирают в двух случаях. Во-первых, когда внутренняя политика компании запрещает использовать облачные серверы. Во-вторых, когда бизнес имеет собственный штат программистов для автоматизации программы гибких льгот. Для таких компаний «Подарок в Квадрате» даёт оптимальное решение: встраивает каталог целевых бенефит-карт в уже существующую платформу или сайт по протоколу API»
Каждая пятая компания идёт по прогрессивному пути и обращается к агрегаторам за их связями с поставщиками льгот, экспертизой и опытом.
Чтобы гибкие льготы работали на пользу компании, бюджет на одного сотрудника должен рассчитываться с учётом многих факторов. Среди них регион, средний ценник в целевой сфере, уровень зарплат сотрудников и возможности компании. Более того, бюджет нужно индексировать как минимум в соответствии с уровнем инфляции.
Исследование показало, что финансовый эквивалент гибких льгот на сотрудника определяется индивидуально каждой компанией и сильно варьируется. Впрочем, намечена и общая тенденция — всё чаще гибкие льготы предоставляют в виде предоплаченных карт.
«Если говорить про структуру бюджетов, то корпоративное ДМС — одна из самых экономически затратных составляющих соцпакета. Однако, по статистике, до 40% сотрудников не используют ДМС, а 15% сами доплачивают клиникам. С одной стороны, люди часто недовольны теми программами, которые им предлагают. Например, отсутствует стоматология или невозможно оплатить профилактические услуги: чистку зубов или протезирование у своего доктора, сделать дополнительный чекап. С другой стороны, в небольших городах разница между ОМС и ДМС отсутствует. И тогда потребности сотрудников при гибком подходе закрывают целевые карты. Например: виртуальная карта «Здоровье» для расчёта во всех аптеках, лабораториях, клиниках, стоматологиях. Пластиковая карта «Аптечная» для самостоятельной покупки витаминов и нужных лекарств в аптеке. Виртуальная карта «Спорт» для оплаты занятий во всех фитнес-центрах и экипировки для самостоятельных тренировок в спортивных магазинах России»
Статистика использования карт за 10 месяцев 2022 года
Начислять суммы раз в год — рискованное решение, ведь сотрудник, может исчерпать лимит и уволиться до окончания года. Впрочем, доверие компании к сотруднику — важный элемент формирования привязанности, поэтому подавляющее большинство работодателей идут на этот шаг.
Ежемесячное начисление сумм — спорный ход, ведь если они незначительные, то у сотрудника вместе с суммой гибких льгот будет накапливаться недовольство.
Хотите узнать больше? Ознакомьтесь с полным текстом исследования — рассказываем о типах кафетериев льгот, целях и результатах, наполнении пакетов и удовлетворенности сотрудников внедрёнными системами, делимся опытом удержания НДФЛ и разнесения затрат на гибкие льготы.
Malltech работает на рынке коммерческой недвижимости с 2004 года. Компания — девелопер полного цикла, занимается разработкой концепции, строительством и управлением торговыми центрами суперрегионального формата.