Top.Mail.Ru
Как well-being сотрудника влияет на well-being компании
29 января 2024

Loading

Как well-being сотрудника влияет на well-being компании

Программы благополучия в последние несколько лет стали главным трендом для компаний, которые хотят эффективно расти и успешно конкурировать на рынке.

Американская Академия вэлбиинга провела исследование и выяснила, что в 2023 году 77% компаний следят за благополучием сотрудников, 50% — увеличили бюджеты на программы благополучия сотрудников well-being, а в 33% компаний за благополучие отвечают отдельные направления.

По результатам исследований Hewitt Associates, в компаниях с высоким уровнем вовлечённости сотрудников в отличие от компаний с низким уровнем вовлечённости: 

  • стоимость акций выше на 12%; 
  • годовой объём продаж на одного сотрудника больше на $27 000;
  • годовая прибыль на одного сотрудника выше на $3800; 
  • уровень удовлетворённости клиентов выше на 5–10%; 
  • количество конкурентоспособных заявок на открытые вакансии больше примерно в два раза.

Когда на рынке кадров высокий дефицит, работодатели как никогда заинтересованы в удержании ценных сотрудников и готовы обеспечить ресурсы для повышения их качества жизни. Корпоративные программы well-being комплексно работают на улучшение внутреннего состояния, уровня удовлетворённости и вовлечённости сотрудников. Точно ли это нужно? Почему стандартного набора льгот больше недостаточно? Институт Гэллапа выяснил, что 48% сотрудников из числа миллениалов могут покинуть компанию по причине выгорания и усталости. Здоровый физически и ментально человек способен работать не только со стандартными задачами, но и генерировать новые решения.

Что такое программы благополучия

Программы well-being сотрудников — современный инструмент привлечения и удержания кадров. Они повышают уровень благополучия в команде и вовлечённость в работу. Сначала разберёмся с терминами: что такое корпоративная культура, вовлечённость и благополучие, как они влияют друг на друга.

Корпоративная культура — это ценности, традиции и стандарты поведения сотрудников в компании, а также с клиентами, партнёрами и контрагентами. 

Вовлечённость — это активная позиция работников, энтузиазм и стремление сделать как можно лучше. Важно помнить, что вовлечённость появляется только после закрытия базовых потребностей сотрудника: конкурентной зарплаты, льгот вроде ДМС и компенсации питания, комфортного рабочего места. 

Благополучие – это внутренняя оценка человеком своего физического состояния, профессиональной самореализации, устойчивости материального положения, отношений с окружающими, комфорта места проживания и рабочего пространства, понимание своего вклада в жизнь общества.

Часто вовлечённость и благополучие смешивают. Но вовлечённость — это то, как человек чувствует себя в своей роли в компании, а благополучие — то, как он оценивает себя за пределами работы, насколько устойчива его жизнь в целом. Благополучие — это основа, на которой базируется и вовлечённость, и производительность сотрудников.

Программы благополучия — часть корпоративной культуры, когда забота о сотрудниках, клиентах и окружающей среде является отличительной чертой компании. Её цель — обеспечить соблюдение баланса физической, эмоциональной, умственной и духовной энергии на рабочем месте.

В идеале программы благополучия должны работать на повышение устойчивости компании и её сотрудников, повышения ESG-рейтинга. Так компании минимизируют риски инвесторов и акционеров компаний. Поэтому развитие программ благополучия нужно рассматривать как инвестиции, а не расходы. От расходов нет отдачи, а инвестиции окупаются: согласно исследованию ISR, компании с высоким уровнем вовлечённости персонала увеличили операционную прибыль за три года на 3,74%, в то время как компании с низкой вовлечённостью потеряли 2,01%

Внедрение программы well being пройдёт успешно, если в компании есть развитая корпоративная культура. Когда сотрудники ощущают себя ценными, могут открыто говорить о своих потребностях и влиять на результаты. Инвестиции в благополучие сотрудников равны инвестициям в производство. Максимальный эффект вы получите через воздействие на поведение и культуру людей, создание атмосферы, где сотрудники будут развиваться.

На что влияет повышение благополучия сотрудников?

  1. Продуктивность. Well-being повышает производительность и эффективность. Сотрудники ведут более здоровый образ жизни и лучше справляются с задачами.
  2. Самоощущение и командный дух. Сотрудники чувствуют себя более компетентными и ценными, когда их потребности закрыты на физическом, умственном и финансовом уровне.
  3. Эйчар-бренд, привлечение и удержание талантов. Репутация работодателя, который поддерживает баланс между работой и личной жизнью, положительно влияет на привлечение высококвалифицированных кандидатов и их удержание.
  4. Клиентоориентированность. Лучшие амбассадоры бренда — довольные сотрудники. Такие работники заинтересованы в понимании и улучшении продукта и качественном удовлетворении потребностей клиентов.

Классическая модель well-being

Классическую модель благополучия разработали Том Рат и Джим Картер из Института Гэллапа. Модель базируется на 50-летнем исследовании среди работающих взрослых в 150 странах. В результате исследования установили, что благополучие сотрудников складывается из 5 основных элементов: здоровье, профессия, финансы, социальные связи и общественная вовлечённость.

Здоровье. Сотрудник видит, как важен его ресурс, поэтому поддерживает физическое и ментальное благополучие. Вовремя ходит к врачам, занимается спортом, правильно питается.

Профессия. Сотрудник чувствует себя комфортно как профессионал. У него есть возможность развиваться, двигаться вперёд и прокачивать навыки и компетенции.

Финансы. Сотрудник чувствует финансовую стабильность и безопасность. Он уверен в будущем, поэтому может планировать отдых, инвестировать в себя, семью или хобби.

Общественная вовлечённость. Сотрудник доволен тем, как компания выполняет перед ним и обществом социальные обязательства: помогает, заботится и откликается на просьбы о помощи.

Социальные связи. Сотрудник чувствует себя комфортно в команде. В коллективе сходятся цели и ценности. Топ-менеджеры и наставники заряжают примером и энергией, мотивируют становиться лучше и делать круче.

Концепция корпоративного well-being заключается в том, чтобы ключевые элементы жизни человека сосуществовали гармонично: физическое и ментальное здоровье, профессиональная реализация, финансовая стабильность, социальные связи и благоприятная среда. Поэтому важно комплексно работать на каждом уровне.

Какие мероприятия можно внедрить для укрепления всех сфер благополучия?

Физическое и ментальное здоровье: программы здорового питания, льготы на корпоративный спорт, йога-сессии, дни здоровья, программы по борьбе с вредными привычками, медицинские осмотры, вакцинация, психологическая поддержка, медитация и духовные практики, оценка уровня стресса.

→ Виртуальная карта здоровья

→ Виртуальная карта спорта

→ Виртуальная карта красоты

Профессиональное развитие: карьерный план сотрудников, регулярное корпоративное обучение, оценка компетенций, онлайн-платформа для обучения и поощрение результатов системой бейджей.

→ Виртуальная карта образования

Финансы: регулярная и стабильная выплата зарплаты, консультации по управлению финансами, формированию инвестиционной стратегии, избавления от кредитов, по налогам и льготам и другим юридическим вопросам, курсы по финансовой грамотности. Акции компании для лучших сотрудников, пенсионная программа, корпоративные скидки на продукты и услуги компании.

Общественная вовлечённость и социальные связи: создание сообществ, организация челленджей и мероприятий, благотворительные и волонтёрские проекты, забота об окружающей среде.

→ Виртуальная карта «Добро»

Как запустить программу well-being в компании. Пошаговая инструкция

Определить цели внедрения программы благополучия. Например, 

  • повышение производительности;
  • снижение уровня стресса у сотрудников;
  • снижение количества больничных;
  • повышение удовлетворённости и вовлечённости сотрудников;
  • усиление бренда работодателя;
  • привлечение талантов и др.

  • Провести аудит запроса на well-being: определить специфику деятельности компании, опыт внедрения похожих инициатив в компании или в отрасли, описать собирательный портрет сотрудника и типы сотрудников по образу жизни, целям и т. д., проанализировать ресурсы. 
  • Составить дорожную карту проекта: подготовить проект кампании, определить, какой подход для наиболее близок, или двигаться сразу по всем направлениям, но поступательно. 
  • Разработать концепцию программы: это не только основная идея и набор активностей, но и описание способов вовлечения, удержания и поощрения сотрудников. Придумать название программы и дизайн, подготовить стратегию коммуникации.
  • Внедрить и запустить проект. На этом этапе важно синхронизировать работу эйчар-подразделения и внутренних коммуникаций, чтобы донести до сотрудников ценности и возможности программы и регулярно напоминать о ней.
  • Развивать и популяризировать программу. Внедряйте платформенное решение, диджитализируйте свои процессы, чтобы предоставить сотрудникам больше ресурсов и возможностей для достижения своих целей в области благополучия. 

Платформа может помочь членам команды отслеживать свои успехи в спорте, соревнованиях, ставить личные цели, получать доступ к тренировкам и медитациям с экспертами, обширной библиотеке знаний. 

Читайте подробнее
Кейс «Самолёт»

С помощью платформенного решения менеджеры смогут отслеживать участие и прогресс участников, чтобы проще выявить лидеров и награждать тех, кто продвигает здоровые изменения. Платформа по благополучию также может обеспечить гибкость, чтобы сотрудники участвовали в well-being программах в собственном темпе для сохранения баланса между работой и личной жизнью. Ну и не забываем про широкий спектр статистических данных, которые может собирать платформа для анализа эффективности кампании. 

  • Исключить ошибки при внедрении программ. Из любой полезной инициативы может получиться обратный эффект, если не продумать заранее возможные негативные сценарии. В нашем чек-листе по внедрению программ благополучия мы подробно разобрали основные ошибки. Заполните форму внизу статьи, и мы отправим вам материалы.
  • Проанализировать эффективность программы. В следующем разделе подробнее разберём, какие метрики нужно использовать для оценки благополучия сотрудников.

Эффективно или нет?

Это самый большой и часто задаваемый вопрос при построении любой well-being- концепции. Есть несколько подходов к анализу эффективности. Довольно сложно доказать, что именно программа благополучия повлияла на рост, например, продаж, снижение текучести кадров или сокращение затрат на ДМС. Безусловно, они могут позитивно сказаться на данных показателях по многим причинам, однако, как правило, в компании существуют и инициативы, которые тоже работают на пользу бизнеса.

Поэтому правильнее учитывать комплекс показателей:

  • удовлетворённость;
  • лояльность; 
  • уровень стресса; 
  • анализ паспорта здоровья коллектива.

Удовлетворённость сотрудников

Лучший способ узнать — это спросить сотрудников. Эта метрика позволяет оценить, насколько людям комфортно работать в компании. Как мы уже говорили в начале статьи, довольные условиями работы сотрудники больше вкладываются в результат.

Регулярно проводите опросы, так вы лучше поймёте запросы ваших сотрудников. Например, вы выясните, что некоторые и вовсе не знают о части льгот или не умеют ими пользоваться. Обычно для этого используют анонимные опросники. 

Лояльность сотрудников

Индекс eNPS, или employee Net Promoter Score. Метрика определяет, насколько вероятно, что человек порекомендует компанию как место работы. Ещё индекс помогает эйчарам понять, что нравится или не нравится сотрудникам в компании.

Уровень стресса

Понять уровень стресса команды тоже помогут регулярные опросы. В анкету рекомендуют включать вопросы о здоровье, качество сна, способность шутить и воспринимать юмор, как часто возникает радость по рабочим поводам и, наоборот, уныние, утомление, раздражительность. Можно проводить тесты на внимание, память, эмоциональный интеллект и рассматривать их результаты в динамике.

Анализ паспорта здоровья коллектива

Здоровье и безопасность сотрудников – ключевой приоритет современного работодателя. Регулярно проводите мониторинг заболеваемости сотрудников, попросите в анкете оценить уровень здоровья, питания, двигательной активности, частоты простудных заболеваний.

Не существует универсальной стратегии измерения, но эти метрики станут хорошей отправной точкой для обсуждения. Итак, пересмотрите свои цели, отметьте то, что вы выполнили, и подумайте, как далеко вы продвинулись за последний год.

Коротко о главном

  • Счастливый сотрудник меньше болеет, делает больше и качественнее и с большей вероятностью останется в компании ещё на долгие годы.
  • Well-being-программа хорошо работает там, где развита корпкультура. В компаниях, где всё спускается директивно, а сотрудники не могут открыто критиковать или говорить о потребностях, до внедрения well-being придётся наладить атмосферу и отношения.
  • Нет универсального well-being-решения. Даже у двух сильно похожих компаний программы раскроются по-разному, поэтому детально изучите то, что уже сделано, продумайте то, что нужно именно вашим сотрудникам и будьте готовы регулярно обновлять и модифицировать программу.

Источники

Команда проекта

Екатерина Самойлова
Екатерина Самойлова
Автор
Написала статью
Анна Задворнова
Анна Задворнова
Редактор
Подготовила релиз
Мария Самсонова
Мария Самсонова
Эксперт по развитию корпоративных программ благополучия
Поделилась опытом, как ведущие компании запускают проекты в сфере wellbeeng

Получите материалы с митапа и чек-лист для запуска собственной программы благополучия

Мы предлагаем современные решения для мотивации сотрудников на базе предоплаченных карт Visa, Mastercard и МИР. Заполните заявку и получите материалы — примеры реализации программы благополучия сотрудников в крупных компаниях, записи с митапов по well-being, а также чек-лист для запуска программы в вашей компании.
Мария Самсонова
Эксперт по развитию корпоративных программ благополучия
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации и даю согласие на получение информации о продуктах и услугах ООО «Подарок в Квадрате»

Истории успеха любимых клиентов

Здравствуйте!

Мы заботимся о качестве сервиса, поэтому обещаем, что наш специалист перезвонит в ближайшее рабочее время.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов

Здравствуйте!

Мы заботимся о качестве сервиса, поэтому обещаем, что наш специалист перезвонит в ближайшее рабочее время.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации и даю согласие на получение информации о продуктах и услугах ООО «Подарок в Квадрате»

Спасибо за заявку!

Специалист свяжется с вами в ближайшее время.