Содержание:
Классический социальный пакет перестал быть преимуществом большинства компаний. Он воспринимается работниками и соискателями как данность. Вознаграждение мотивирует сотрудников только тогда, когда оно соответствует его индивидуальности и потребностям в конкретный период. Гибкость, актуальность и наличие автоматизации — основные критерии эффективного и современного социального пакета.
Гибкий подход к предоставлению льгот был разработан в США в конце 1970-х Томасом Эллсуортом Вудом из консалтинговой компании Hewitt Associates и председателем корпоративного совета Международного фонда льготных планов сотрудникам. Вуд предложил гибкий формат компенсаций, когда американские корпорации становились все более динамичными и глобализированными. «Одна универсальная программа пособий больше не может выполнять эту работу», — однажды сказал он.
В западных компаниях гибкий соцпакет — распространенная практика. Для российского рынка труда такой подход пока в новинку, но быстро набирает популярность среди работодателей и сотрудников. По результатам исследования, в 2022 году 27% опрошенных компаний уже предоставляют сотрудникам гибкие льготы не меньше полугода. Около половины компаний — 52% — думают о внедрении в ближайшие три года. А 9% уже готовятся к запуску программы в этом и следующем году. Это доказывает, что с каждым годом становится все больше работодателей, предлагающих сотрудникам гибкий социальный пакет.
Существует два основных типа гибких льгот:*Например, базовые — ДМС, страхование жизни и здоровья от несчастных случаев и болезней (НС), материальная помощь, по выбору — спорт, обучение, питание и пр.
Особой популярностью пользуется кафетерий льгот. Кафетерий позволяет сотрудникам выбрать то, что их привлекает. Аналогично ограниченному выбору блюд в небольшом кафе.
Сотрудники могут выбрать то, что им необходимо — формируется уникальная ценность, которую сложно получить где-нибудь еще. Гибкий соцпакет повышает лояльность и вовлеченность персонала и усиливает HR-бренд компании. Например, если в основе кафетерия льгот лежит концепция заботы о здоровье сотрудников, снижается абсентеизм и количество больничных листов.
Несмотря на все преимущества, разработка и запуск программы гибких льгот — масштабный и трудоемкий процесс, требующий экспертности и большой вовлеченности со стороны HR и ряда смежных подразделений. В свободном доступе много разрозненной информации, что не упрощает задачу для создателей программы.
Мы проанализировали опыт компаний, в которых уже действует гибкий подход, и выделили пять основных этапов для запуска или пересмотра программы:
— Опишите цели внедрения гибких льгот.
— Определите необходимый и возможный бюджет.
— Проанализируйте опыт рынка и оцените целевую аудиторию.
— Сделайте опрос и/или соберите фокус-группу, чтобы определить наиболее привлекательный набор льгот для сотрудников.
Один из самых трудоемких этапов во всем процессе:
— Сформулируйте подход к предоставлению опций.
— Опишите правила, дизайн и способы автоматизации программы.
— Узнайте, как оформить льготы, и пути налогообложения.
В результате вы определите, как сотрудники будут выбирать разные опции в соцпакете и что влияет на лимит. Что можно выбрать самостоятельно, а что предоставляет компания в качестве базовых льгот.
— До запуска согласуйте подход со всеми ответственными смежными департаментами и лицами, принимающими решения в компании.
— Определите, будет ли пилотный, пробный период или запуск произойдет на всех сотрудников одновременно.
От качества проработки этого этапа зависит, насколько быстро сотрудники узнают об изменениях, насколько легко адаптируются к ним и начнут использовать новую программу гибких льгот.
— Выстроите слаженную работу с внутренними коммуникациями и ключевыми участниками проекта.
— Используйте все возможные инструменты для коммуникации и расскажите о новой программе в несколько этапов.
— Выберите метрики, чтобы потом ответить на вопрос «Достигнута ли поставленная цель?»
— Регулярно проводите измерения эффективности социального пакета — уровень вовлеченности, лояльности и удовлетворенности сотрудников, абсентеизм, количество больничных листов и пр. Это поможет оценить не только общую эффективность, но и успех программы гибких льгот.
Используйте современные инструменты для реализации программы. Например, предоплаченные банковские карты «Подарок в Квадрате» различных категорий:
При таком подходе сотрудники не смогут забрать льготы деньгами — доступно только целевое использование.
Запустить кафетерий льгот с «Подарком в Квадрате» просто:
— Эйчар-команда оценивает потребности персонала и определяет набор корпоративных льгот и лимиты по картам.
— После решения формальных вопросов сотрудники начинают самостоятельно формировать свой компенсационный пакет, используя специальную платформу.
По нашему опыту, на всех этапах запуска гибких льгот у отдела персонала и смежных подразделений возникает много вопросов и тонкостей — от налогов и до метрик эффективности. Их нужно учесть, чтобы программа была успешной и соответствовала стратегии компании.
Для этого в соавторстве с экспертами, которые уже прошли путь запуска гибких льгот, мы разработали удобный инструмент — чек-лист «Пошаговое внедрение гибких льгот». В нём собрали опыт крупных компаний, предоставляющих сотрудникам гибкие льготы. Чек-лист станет удобной шпаргалкой, которая поможет разработать и запустить гибкие льготы или выполнить их пересмотр. Он универсален и не учтет всех индивидуальных особенностей вашей внутренней политики, но упорядочит работу и напомнит о важном.
Malltech работает на рынке коммерческой недвижимости с 2004 года. Компания — девелопер полного цикла, занимается разработкой концепции, строительством и управлением торговыми центрами суперрегионального формата.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике
OK