Все самое главное о ретробонусах. Собрали факты и разобрались в деталях. Рассказали, что такое ретробонусы, какими они бывают и на что влияют. Поделились бухгалтерскими лайфхаками, как вести учет по стандартной и упрощенной формам.
Содержание:
Если спрос и предложения рождают рынок, то мотивация и поощрение поддерживают в нем жизнь и ведут бизнесы к успеху. Ретробонусы — проверенная методика поощрения и еще одна возможность стимулировать продажи.
В этой статье разберем, что такое ретробонус, зачем он нужен и за что предоставляется. А еще покажем, как его рассчитать. Собрали экспертизу рынка, переработали и структурировали для вас.
Ретробонус — это возврат части денег дистрибьютору за выполнение одного или нескольких условий договора. Его выплачивает производитель, например, за покупку большого объема продукции. И делает он это уже после завершения сделки, поэтому это не просто бонус, а ретро. Проще говоря, ретробонус — это выгода, которую дистрибьютор получает постфактум.
Практика пришла из-за рубежа, и оттуда же пришел еще один термин — «рибейт». Не пугайтесь, пока все просто: рибейт = ретробонус.
Часто дистрибьюторы боятся на 100% довериться единственному поставщику, поэтому делят закупку между двумя или тремя поставщиками. И это повод внедрить ретробонус. Рибейт в торговле помогает находить партнеров. Учит доверять и ценить бизнес-отношения, ведь если дистрибьютор получает выгоду за востребованный товар, ему незачем искать другого поставщика.
Главное — грамотно составить договор.
Ретробонус от поставщика стимулирует дистрибьюторов покупать и продавать больше. И делать это быстрее и качественнее. А еще рибейтные программы помогают продвигать товары в регионы и стимулируют своевременную оплату счетов. И это определенно плюсы.
Но есть и минусы. Среди них высокие риски споров между сторонами, если условия получения ретробонусов прописаны в договоре формально и недостаточно четко.
Впрочем, этот минус легко нивелируется грамотным подходом к составлению договора.
Ретробонусы мотивируют дистрибьюторов и продавцов, тем самым стимулируя продажи.
Ретробонусы в торговле помогают укрепить партнерские связи. Они стимулируют постоянные и устойчивые бизнес-отношения:
Условия бывают разными. Главное, прописать их в договоре четко, конкретно и измеримо.
Вот ключевые типы условий для получения ретро бонуса:
Мы уже выяснили, что такое ретробонус. Самое время разобраться, каким он может быть. И тут сразу две хорошие новости:
Перечислим пять видов ретробонусов и рассмотрим примеры про лимонады:
Его рассчитывают двумя способами:
Чтобы рассчитать рибейт, воспользуйтесь формулой.
В расчетах не учитывается НДС, предъявляемый ритейлеру, а также стоимость акциза, если продукция подакцизная.
Разберем на примере лимонадов. Например, поставщик заключил с дистрибьютором договор на поставку лимонадов на 1 млн рублей. Дополнительные расходы на транспортировку, хранение и маркетинг — 30 000 рублей.
Теперь рассчитаем размер рибейта. Помните, что, по закону, он не может превышать 5%.
1 000 000 × 0,05 = 50 000 рублей.
Из них 30 000 рублей пошли на компенсацию услуг поставщика, а 20 000 рублей — на компенсацию за выполнение плана.
Можете пропустить этот раздел, если не разбираетесь в бухгалтерских делах. Но покажите его бухгалтеру, перед тем, как начать внедрять рибейт.
Есть много способов бухгалтерского учета ретробонусов. Но общее для всех правило прописано в ст. 265 Налогового кодекса РФ: производитель учитывает премию за выполнение условий договора в расходах, а покупатель — в доходах.
Если вы поставщик и хотите упростить документооборот, рекомендуем оформлять ретробонус так, чтобы не менять цену, указанную в основном договоре.
Например, производителю подойдет проводка ДТ 44 – КТ 76 – сумма бонуса, предоставленного покупателю.
Дальнейший учет зависит от схемы выплаты бонуса. Выбирайте:
Если вы дистрибьютор и хотите простой и понятный документооборот, то учитывайте рибейт как прочий доход. А именно:
Если же вы решите, что все-таки рибейт будет влиять на цену и купленных ранее товаров, то:
По умолчанию, цена считается неизменной, если в договоре ничего не написано об ее изменении из-за рибейта. Но мы рекомендуем перестраховаться и закрепить в договоре этот момент.
Если бонус зависит не от объема покупки, а от реализации, составьте договор консигнации. Согласно ему, дистрибьютор отправляет поставщику нереализованный товар. Следовательно, чтобы получить бонус, нужно сбыть товар так, чтобы отправлять было нечего.
Если ретро бонус оформляете как скидку за уже отгруженный товар, то можете выйти за рамки налогового периода. В этом случае оформите отрицательную счет-фактуру.
Ретробонус в торговле — один из излюбленных методов крупных производителей и оптовиков, ведь именно в их интересах наладить контакт с сетью точек продаж и представителей. С помощью рибейта они влияют на объемы покупок и суммы выручки, регулируют качество работы и даже развивают партнерскую сеть.
С другой стороны, рибейт ценят и дистрибьюторы, ведь помимо надежного поставщика они получают эксклюзивные условия покупок: скидку, кэшбэк, бесплатный товар, опцион или взаимозачет.
Рибейт — практика, достойная внимания и изучения. Несмотря на кажущуюся сложность и относительную новизну на российском рынке, ретробонус уже завоевал доверие своей аудитории. И его популярность продолжает расти, помогая рынку жить, а бизнесам — сплачиваться и развиваться.
Malltech работает на рынке коммерческой недвижимости с 2004 года. Компания — девелопер полного цикла, занимается разработкой концепции, строительством и управлением торговыми центрами суперрегионального формата.