Рассказываем о цепочке продаж в b2b, ее специфике и о том, какие существуют инструменты эффективных продаж.
Рассказываем, чем b2b-продажи отличаются от привычных сделок. Как превратить длинные переговоры, сложные тендеры и бесконечные согласования в источник стабильного роста и прибыли.
В2b — это партнерство между компаниями
B2b в переводе с английского означает «бизнес бизнесу». Это продажи, где и заказчики, и поставщики — компании, а не конечные потребители. Например, строительный, сталелитейный, судостроительный бизнес, производство оборудования для других предприятий, логистические компании.
Преимущества работы в сфере b2b:
Недостатки:
Компании покупают составляющие для использования в производстве
В b2b-сфере товар или услуга становятся частью цепочки создания стоимости, а не потребляются конечным пользователем.
Бизнес приобретает продукт для:
Покупатель и продавец в b2b нацелены на долгосрочное партнерство. Поставщик рассчитывает на регулярные продажи, а покупатель на продукт со стабильным качеством и ценой. Например, логистическая компания закупает шины для грузовиков. Покупатель хочет быть уверен, что раз в полгода у продавца всегда найдется для него определенный объем шин по определенной цене, и они все они стабильно прослужат определенное время.
Особенности b2b-цепочки продаж:
Управление цепочкой продаж в b2b требует вдумчивого подхода, аналитики и постоянного обучения команды.
Каждый этап цепочки продаж содержит определенные цели, на которых базируется следующий этап. Только продуманная цепочка, где все элементы связаны, приведет к результату
Цепочка продаж — этапы, которые проходят продавец и покупатель от первого контакта до заключения сделки и последующего обслуживания. В отличие от сферы b2c, где компании продают товар конечному потребителю, b2b-продажи часто имеют более длинный цикл сделки.
На этом этапе компании ищут потенциальных клиентов, или лидов. Какими бы инструментами поиска не пользовались, важно искать клиентов прицельно. Обзванивать не всех, а только тех, кто может быть заинтересован в товаре. Например, ИТ-компания разрабатывает интернет-магазины. Ее аудитория — владельцы офлайн-магазинов, которые хотят расширить бизнес. Поэтому нет смысла обзванивать владельцев маркетплейсов, отправлять рассылки банковским служащим, участвовать в конференцях агрономов. Лучше направить время и деньги на профильные мероприятия, например, на участие в выставке электронной коммерции.
Инструменты поиска:
Цель этапа — определить, насколько потенциальный клиент, или лид, заинтересован в продукте и готов к покупке.
Для этого отдел продаж собирает информацию о компании, ее нуждах, бюджете, желаемом сроке реализации проекта. Менеджеры используют разные методологии квалификации (например, BANT) или ограничиваются минимальным анализом после общения с клиентом.
Это нужно, чтобы из всего потока лидов выделить клиентов, подходящих для сотрудничества. Причем к такого, которое выгодно компании. Например, менеджер видит, что человек не готов к большому объему закупок, а компания нацелена именно на такие объемы. Или наоборот, клиент планирует регулярно делать большие заказы, а компания рискует не справится с объемом.
При квалификации лидов определяют, заинтересован ли клиент, может ли компания помочь ему решить проблему, нацелен ли он на долгосрочное сотрудничество и сможет ли заплатить за товар. Отдел продаж активнее работает с подходящими клиентами и не тратит время на тех, кто не готов к покупке.
Первичный контакт — это первое обращение клиента за услугой или товаром. На этом этапе важно произвести хорошее впечатление, чтобы покупателю захотелось продолжать сотрудничество.
Задачи этапа:
Чтобы предложить решение, которое человека заинтересует, менеджер выясняет, что клиенту нужно. Какую проблему он хочет решить и какую задачу выполнить.
Для этого продавцы:
Каждый бизнес — это уникальный набор задач, поэтому предложение для каждого индивидуальное.
В коммерческом предложении менеджер по продажам формулирует для клиента конкретное решение, которое отвечает его потребностям.
Несколько поставщиков могут предложить клиентам похожие продукты. Поэтому важно показать не только ценность товара или услуги, но и своей компании. Рассказать о ценах, сервисе, доставке, скорости. Преимущества компании мотивируют клиента купить продукт у конкретного бизнеса.
Презентация продукта помогает клиенту убедиться в заявленных характеристиках и преимуществах. Посмотреть, насколько удобно и понятно пользоваться предложенным решением.
Для этого:
Когда клиент принял решение заключить сделку, остается официально ее задокументировать.
Задачи этапа:
При долгосрочном сотрудничестве компания остается с клиентом даже после покупки. Отвечает на вопросы, осуществляет техническую поддержку, собирает обратную связь и предлагает сопутствующие товары или услуги.
Задачи этапа:
Даже в одной компании стабильно работающие методы могут перестать приносить результат
Универсального метода, который подходит каждому бизнесу — нет. Компании пробуют разные способы увеличения продаж, определяют подходящие и комбинируют их. Постоянно анализируют, что продолжает работать, а что нет. Потребители меняются, изменяются их потребности, растут запросы. Конкуренты совершенствуют свои методы продаж. Если компания хочет преуспеть, ей стоит регулярно анализировать рынок и подстраиваться под его требования.
Используйте техники активного слушания и уточняющие вопросы, например: «Какие трудности вы сейчас испытываете?» «Каким вы видите идеальный результат?»
Для повышения экспертности компании выпускают качественный контент: кейсы, исследования, статьи. Публикации в профессиональных изданиях или выступления на отраслевых мероприятиях повышают доверие.
«Амбаръ» — компания-дистрибьютор строительных материалов. Распространяет продукцию через несколько каналов продаж:
Компания Х — производитель сантехники. Компания активно работает с дистрибьюторами, что позволяет продавать продукцию через множество точек продаж. Партнерская сеть включает строительные компании и специализированные магазины.
Особенности сети дистрибуции:
Эффективность b2b-продаж во многом зависит от способности понять клиента, быть с ним в постоянном взаимодействии и выстроить крепкие партнерские отношения.
Malltech работает на рынке коммерческой недвижимости с 2004 года. Компания — девелопер полного цикла, занимается разработкой концепции, строительством и управлением торговыми центрами суперрегионального формата.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике
OK