Top.Mail.Ru
Как замотивировать сотрудников. Раскрываем секреты и делимся опытом

Как замотивировать сотрудников. Раскрываем секреты и делимся опытом

Материальные и нематериальные стимулы. Мотивация для удалёнщиков

Согласно исследованию Gallup, 49% сотрудников работают в полсилы. Они делают лишь необходимый минимум и просто отсиживают оставшееся рабочее время, имитируя деятельность. Чтобы изменить ситуацию, надо создать финансовую и эмоциональную связь — научиться влиять на вовлечённость сотрудников. А поможет в этом правильно подобранная система мотивации персонала. Рассказываем, как построить её.
Деньги мотивируют — кажется, что этот факт неоспорим. Но что, если это далеко не единственный
фактор мотивации персонала? А если мы скажем, что финансовый подход постепенно теряет популярность? А ведь именно такие данные предоставил ВЦИОМ. Меняются ценности людей, а значит, нужно менять систему мотивации и с её помощью повышать вовлечённость сотрудников. Понимание ситуации, адаптивность и готовность меняться — вот что отличает успешный бизнес.

Изучили всё, что нужно знать о факторах мотивации работника сегодня. И собрали в одной статье главные мысли.

Что такое мотивация персонала

Мотивация персонала — система стимулов, заставляющих сотрудников работать. Мотивация разнообразна и неоднородна. Она индивидуальна и зависит от характера и темперамента, сферы, региона проживания и даже формата работы: сотрудников на удалёнке и в офисе будет мотивировать разное — об этом расскажем подробнее в конце статьи.
Собрали краткий перечень проблем, которые могут помешать внедрить систему мотивации персонала, и рекомендаций по их решению:

  • Сотрудник пассивен и ленив. Проанализируйте причины его поведения. Результаты подскажут, что делать дальше: уволить или сменить подход.
  • Сотрудник не понимает своего круга задач. Убедитесь, что у каждого есть чёткие и понятные должностные инструкции, каждый знает зону ответственности.
  • Сотрудник привык, что начальник переделывает всё за ним. Наладьте систему контроля и ответственности, дайте сотруднику больше самостоятельности, а начальнику — стимулы для делегирования.
  • Токсичный коллектив. Если коллектив сосредоточен не на выполнении обязанностей, а на выяснении отношений, то вам предстоит масштабная работа по изменению ситуации. 

Виды и методы мотивации персонала

Главные факторы мотивации персонала делятся на две группы: материальные и нематериальные.
Материальная мотивация понятна и популярна. К ней относится:

  • Увеличение зарплаты.
  • Выплата премий и бонусов, в том числе в виде предоплаченных карт, которые можно потратить на выбранную категорию товаров или услуг: клиники и аптеки, спортзалы и салоны красоты.
  • Обучение за счёт компании как на внутренних ресурсах, так и на внешних. 
  • Ремонт и оснащение рабочего места. Качественная оргтехника, свежий ремонт, удобное рабочее кресло и даже живые цветы в горшках помогут сотруднику чувствовать себя комфортнее, а значит — работать эффективнее.
  • Скидки на услуги или товары, которые реализует или производит компания. Метод, который увеличит продажи и раскрутит сарафанное радио. 
  • Бонусы: обеды за счёт компании, оплата сотовой связи, компенсация проезда.

Нематериальная мотивация персонала — более тонкий и многогранный, но не менее эффективный инструмент управления мотивацией персонала. Среди нематериальных стимулов:

  • Понятная и прозрачная система роста. Если руководитель видит в сотруднике потенциал, то может простимулировать его, пообещав повышение. Главное в таком подходе — честность и выполнение данного обещания.
  • Признание заслуг. Это может быть статья на корпоративном портале, похвальная грамота или публичная личная похвала от руководства. Кажется невероятным, но иногда сотрудникам для повышения мотивации не хватает доброго слова и знания о том, что их ценят.
  • Открытые коммуникации — возможность поговорить прямо с эйчаром или руководителем.
  • Гибкий график. Если это не мешает качеству работы, то позвольте сотрудникам выбирать время начала и окончания рабочего дня. Контролируйте результат работы, а не количество проведённого в офисном кресле времени. Например, в Японии сотрудникам разрешают пораньше уйти с работы в период сезонных распродаж.
  • Эффектные названия должностей. Этой методикой пользовался ещё Дисней, и она остаётся актуальной до сих пор. Замените «завхоза» на «хозяина офиса», а «оператора техподдержки» на «инженера счастья» и понаблюдайте, как изменится отношение людей к работе.
  • Корпоративная валюта как инструмент вовлечения сотрудников. Разработайте систему внутрикомандной благодарности, например, баллы, которые коллеги начисляют друг другу в знак признания заслуг и в качестве спасибо за помощь. Например, в компании Zappos раз в месяц каждый может наградить коллегу виртуальной валютой. Накопленную похвалу можно обналичить в конце года.

Как повлиять на мотивацию сотрудника

Для совершенствования мотивации персонала соблюдайте ключевые факторы комфортной работы:

  • Конкурентная заработная плата. Никакие бесплатные обеды или публичные благодарности не замотивируют, если человек уверен, что получает меньше, чем заслуживает. Поэтому на первом этапе убедитесь, что сотрудники удовлетворены уровнем зарплат.
  • Комфортные условия работы. Чистый офис, современная техника, лицензионное ПО и оперативная техподдержка — не забывайте, что для эффективной работы отлаженные базовые инструменты.
  • Понимание целей и стратегии компании, своего вклада. Каждый сотрудник должен понимать свои обязанности, близкий и дальний круг задач, видеть свою роль в достижении целей и сверхцелей компании. 
  • Умеренная интенсивность труда. Убедитесь, что человек успевает отдыхать, а график и интенсивность труда оставляют место для налаживания баланса жизни и работы.
  • Тёплые взаимоотношения в коллективе.

Закройте базовые потребности и найдите стимулы, актуальные для ваших сотрудников. Они могут отличаться в разных отделах — это нормально. На основе этих стимулов разработайте систему мотивации: универсальную для всей компании или отдельные для каждого подразделения. 
Теперь, чтобы повлиять на мотивацию достаточно чётко ставить перед ними цели и подкреплять успешное их выполнение различными видами стимулов. Как именно это делать? Расскажем дальше.

Как разработать и внедрить эффективную систему мотивации персонала

Процесс разработки и внедрения эффективной системы мотивации и стимулирования персонала — это пошаговое движение от выявления проблем в бизнесе до запуска и тестирования. Давайте пройдём их вместе.

  1. Проанализируйте текущую ситуацию и определите проблемы, которые зависят от факторов мотивации сотрудника. К ним относятся низкая эффективность труда, срыв дедлайнов, высокая текучесть кадров.
  2. Составьте список задач, которые хотите решить повышением мотивации. Это может быть повышение эффективности труда, соблюдение дедлайнов, снижение текучести кадров. Сразу пропишите, как вы поймёте, что задача решена. Например, вы будете считать, что мотивация сработала, если за контрольный период будет сорвано на 50% меньше дедлайнов.
  3. Найдите факторы формирования мотивации работников или, проще говоря, стимулы. Лучший способ сделать это — опросить сотрудников. Но чтобы получить максимально достоверную и честную картину, опрос лучше сделать анонимным. 
  4. Опираясь на результаты опроса разработайте систему мотивации. Включите в неё те методы и факторы повышения мотивации персонала, которые максимально закроют потребности сотрудников. Например, если команде не хватает сплочённости, организуйте регулярные тимбилдинги, корпоративные праздники или введите другую неординарную традицию. Например, в Commerce Sciences последний принятый на работу человек дарит что-нибудь новому сотруднику — это запускает цепочку дружественных связей и делает атмосферу в коллективе тёплой и душевной.
  5. Составьте смету затрат на внедрение системы. Сколько денег уйдёт на премии и подарки, сколько — на праздники, а сколько — на доску почёта. Помните, что всегда есть место бесплатным способам повышения мотивации. Например, вам ничего не будет стоить ввести гибкое начало рабочего дня. Или, например, совершенно бесплатно можно разрешить приносить в офис маленьких собак или хомячков, как это принято в офисе Airbnb.
  6. Предупредите персонал об изменениях. Анонсируйте систему мотивации и подробно расскажите о её механике. Дайте персоналу переварить информацию и обязательно ответьте на все вопросы. Причём лучше всего сделать это публично: на общем собрании, на внутреннем портале или в другом общедоступном канале связи. 
  7. Запустите систему и контролируйте результат. В конце пробного периода оцените три момента:
    Движетесь ли вы к цели, поставленные в шаге 2?
    — Сколько денег потратили на мотивацию?
    — Сколько прибыли получила компания?

Ответы покажут, насколько успешна введённая система, и подсветят слабые места, требующие доработки.

Как мотивировать удалённого сотрудника

Теперь, когда вы знаете основные факторы, влияющие на мотивацию сотрудников, пришло время вспомнить об удалёнщиках:

  • Как замотивировать тех, кто изолирован? 
  • Что делать, если большая часть коллектива никогда не встречалась лично? 
  • Как повысить мотивацию на расстоянии?

Создайте такую среду, в которой сотрудники перестанут чувствовать себя изолированными и одинокими. Покажите каждому, что он часть команды и причастен к общему делу.
Да, материальная мотивация и стимулирование персонала по-прежнему важны для удалённых сотрудников, но не меньше значимо для них внимание коллег и руководителей, живой и постоянный контакт, обратная связь и, конечно, похвала и одобрение.

Составили краткий чек-лист, который поможет закрыть потребности удалёнщиков и повысить их мотивацию:

  • Организуйте регулярные созвоны с видео. Так сотрудники будут видеть лица коллег и общаться с реальными людьми, а не с должностями или функциями.
  • Лично ставьте задачи и контролируйте результаты. Так удалёнщик будет понимать не только свои обязанности, но и к кому обратиться с вопросом или за советом по задаче.
  • Регулярно проводите планёрки, на которых рассказывайте последние новости компании и делитесь планами на будущее. Обсуждайте и успехи, и неудачи. Делайте выводы и благодарите за вклад в общее дело.

Приглашайте удалёнщиков в офис за счёт компании. Инициируйте внерабочие активности для удалённого персонала. Это может быть корпоративный турнир в онлайн-играх, или офлайн-встреча (мини-корпоратив) сотрудников из одного города, или внутренние шутливые обмены фото: мой рабочий стол, как я работаю, домашние животные, лук для созвона и т. д.

А что в итоге

Главная цель системы мотивации сотрудников — развитие компании. Поэтому важно подобрать правильные стимулы и воздействовать на них материально и нематериально. В ваших руках возможность повлиять на факторы высокой мотивации работников, а значит, и на успех компании.

Система мотивации — это всегда живая и изменчивая совокупность стимулов, сложный набор факторов, влияющих на мотивацию персонала. Но если вам удастся найти идеальную для вашего персонала комбинацию материальных и нематериальных мотиваций, то компания получит:

  • постоянный штат сотрудников и низкую текучку;
  • шанс привлечь в компанию лучших специалистов;
  • лояльных и заинтересованных в успехе компании сотрудников;
  • высокое качество и скорость работы команд.

Ради таких перспектив и стоит работать. 


Источники:

Команда проекта

Екатерина Самойлова
Екатерина Самойлова
Автор
Написала статью
Анна Задворнова
Анна Задворнова
Редактор
Подготовила релиз

Поможем разработать систему мотивации ваших сотрудников

Наши эксперты помогут построить эффективные мотивационные программы. Заполните короткую форму или позвоните — мы подберем решение для задач вашего бизнеса, а также проконсультируем по вопросам бухгалтерского и налогового учета предоплаченных банковских карт с шаблонами всех необходимых документов.
Алёна Лисякова
Менеджер по развитию
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации и даю согласие на получение информации о продуктах и услугах ООО «Подарок в Квадрате»

Истории успеха любимых клиентов

Здравствуйте!

Мы заботимся о качестве сервиса, поэтому обещаем, что наш специалист перезвонит в ближайшее рабочее время.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов

Здравствуйте!

Мы заботимся о качестве сервиса, поэтому обещаем, что наш специалист перезвонит в ближайшее рабочее время.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации и даю согласие на получение информации о продуктах и услугах ООО «Подарок в Квадрате»

Спасибо за заявку!

Специалист свяжется с вами в ближайшее время.