Top.Mail.Ru
Санкции и мотивация персонала: работать нельзя паниковать. Ставим запятую правильно
21 октября 2022

Loading

Санкции и мотивация персонала: работать нельзя паниковать. Ставим запятую правильно

Новые пакеты санкций против России уже больше шести месяцев держат в напряжении отечественные бизнесы. Правительство прогнозирует спад экономики на 7,8% к концу года.

Реакций на санкции столько же, сколько людей: одни поддаются волнению, не отрываются от новостей и накручивают себя до предела, другие продолжают работать и в работе находят успокоение. Согласно данным Фонда общественного мнения, тревожность россиян в октябре подскочила до рекордных 70%. Сегодня, когда каждая новость способна поднять уровень стресса, важно быть внимательнее к своему персоналу, успокоить сотрудников и замотивировать на работу. 

Откровенно и с примерами отвечаем на главные вопросы о мотивации работников в условиях санкций. Даём руководство к действию. Переложите эти советы на ваш коллектив и наблюдайте, как выравнивается эмоциональный климат в компании. Готовы узнать действительно работающие меры стимулирования сотрудников? Тогда начинаем!

Новые задачи для удержания стабильности в компаниях

Санкции ударили по бизнесам по-разному: по одним — серьёзно, лишив поставщиков и партнёров, по другим — лишь косвенно, лишив нервов и спокойного сна. С последствиями столкнулись практически все. И первое из них — снижение эффективности персонала: люди не могут не следить за новостной лентой и не просчитывать, как очередное ограничение отразится на них и их семьях. 

Новое время требует гибкости и быстрой реакции. Но больше всего — заботы и искренности по отношению к персоналу. Заботы и внимания требует как специалист, так и руководитель, поэтому главное — комплексное стимулирование сотрудников на предприятии. 

Так, например, согласно сервису поиска работы SuperJob.ru, каждый третий работодатель проводит обучения, планёрки и собрания для повышения мотивации персонала и его вовлечённости. А по данным портала E-xecutive.ru, каждая четвертая компания старается держать персонал в курсе событий, касающихся работы организации, чтобы снизить уровень тревоги. Это позволяет людям получать проверенную и откровенную информацию о ситуации в компании непосредственно от руководства, лишая возможности накручивать и додумывать.

Существует множество методов мотивации сотрудников, которые могут подойти вашему коллективу: 

  • корпоративные праздники;
  • похвала от руководства;
  • подарки;
  • обучение;
  • материальные поощрения — разовые, отделённые от зарплат. 

Последние являются наиболее эффективным способом мотивации сотрудников, если верить исследованию портала «Аналитик-Центр». Но у материальной мотивации персонала в организации есть два интересных, но отнюдь не очевидных аспекта:

  • Очень крупные и избирательные поощрения вызывают зависть и снижение мотивации тех сотрудников, которые не получили премию.
  • Частые и небольшие денежные награды вызывают удовлетворение. Но при их регулярности уже через 3–5 месяцев сотрудник начинает воспринимать эти суммы как часть зарплаты.

Именно поэтому при всех плюсах финансового стимулирования грамотная эйчар-стратегия компании многогранна и сложна — сочетает разные способы внутренней мотивации сотрудников. Дальше расскажем, на каких из них сделать акцент в период экономической нестабильности из-за санкций.

Как успокоить персонал в нестабильное время

Кризис — это не только время тревог, но и время возможностей, поэтому так важно удержать коллектив спокойным и настроить на эффективную работу. 

Главное, что можно сделать, — быть открытым для диалога с персоналом, держать в курсе текущей ситуации и планов на будущее. Следующий шаг — успокоить и переключить внимание. 

Например, попробуйте запустить фотомарафон на тему спорта, хобби, питомцев — чего угодно. В рамках марафона каждый сотрудник выкладывает фото по теме, посмотреть фото коллег и получить приз за участие. Это не только объединит людей по интересам, но и даст новый повод для разговоров на обеде и у кулера, отвлечёт от скроллинга новостных лент. Организуйте спортивный челлендж, конкурс на самый вкусный пирог, музыкальную битву отделов — любая активность, не связанная с политической повесткой, будет кстати.

И наоборот, отсутствие дополнительных мероприятий на фоне общей тревожности и спада бизнес-активности приведёт к снижению мотивации (вплоть до полной апатии).

Ещё один способ снизить градус эмоционального напряжения — ослабить поводья. Например, вы можете:

  • сделать гибким начало рабочего дня (можно задать диапазон от 8 до 10 часов);
  • позволить опоздание или ранний уход в пределах 30 минут;
  • разрешить поработать из дома без объяснения причин и т. д.

Эти незначительные меры в разы облегчат груз ответственности на плечах сотрудников и сильно повысят желание работать. Такую практику уже успешно применяют в веб-студии «Вебшоп».

Почему не стоит менять привычные устои

Контрагенты уходят с рынков. С экранов опять говорят об очередных санкция. Из-за новостей персонал готов упасть духом. И именно в такое время важно помнить: если продолжать работать, то всё будет нормально.

Это далеко не первый кризис. И, вероятно, не последний. Поэтому лучшее, что можно сделать, — сохранить имеющуюся корпоративную культуру и продолжать работать, ведь жизнь продолжается.

Дни рождения, командообразования, профессиональные праздники, обучения и собрания, безлимитная бумага в принтере и вкусный кофе на кофе-поинте — вот лишь немногие пункты, на которых не стоит экономить сегодня. 

Сохранение привычного уклада — мощный инструмент поддержания спокойствия в коллективе и мотивации сотрудников предприятия. И напротив, отмена привычных устоев толкает к стрессу и фрустрации, снижает эффективность команд. 

Чек-лист, который поможет вам сохранить привычный уклад:

  • Не отказывайтесь от ежедневных пятиминуток. 
  • Просите и давайте обратную связь. 
  • Хвалите и отмечайте даже незначительные достижения, но не переусердствуйте — только искренняя и адекватная ситуации обратная связь подарит сотруднику уверенность в себе и своём труде.

Зачем продолжать вести активную корпоративную жизнь и внутренний пиар, несмотря на информационный негатив

В потоке информационного хаоса важно создать поле спокойствия и поддержки, иначе коллектив рискует оказаться под лавиной паники.

Таким полем может стать корпоративный портал или его раздел, где будут публиковать новости о компании, мерах поддержки персонала и пошаговый план работы в новых условиях. Это станет эмоциональным маяком для сотрудников, подарит уверенность в стабильном будущем (или хотя бы надежду на него).

Подготовили для вас список мер, которые смогут растормошить коллектив и отвлечь от геополитической паники, дав новую пищу для раздумий:

  • Анонсы корпоративных митапов и презентаций.
  • Тимбилдинги и коллективные зумы с обсуждением рабочих вопросов.
  • Небольшие экспресс-конкурсы в рабочих чатах. 
  • Поддержка программ развития и повышения квалификации персонала.

Штатный психолог на постоянной или проектной основе, корпоративная подписка на онлайн-сервисы поддержки психологического здоровья — ещё один отличный метод стимулирования сотрудников организации. Дайте персоналу возможность проговорить тревоги и получить поддержку профессионала. Коммуникацию с психологом можно наладить в любом удобном формате: 

  • онлайн или офлайн в офисе;
  • в будни и выходные;
  • в рабочее или свободное время.

Экспертные статьи от сотрудников — действенный способ сплотить коллектив и поднять моральный дух. Персонал будет гордиться, узнав, что публикация штатного маркетолога вышла на sostav.ru, интервью с айтишниками — на «Хабре», а юрист дал комментарии к новому закону на популярном Ютуб-канале. И даже проще — сотрудник может стать лицом компании и один день вести одну из её соцсетей. Так, например, уже поступают в компаниях сети «Высоцкий Консалтинг»

И напротив, затишье и выжидательная позиция в корпоративной жизни увеличат тревожность, выбьют почву из-под ног даже у самых хладнокровных. Помните: худший враг эмоциональной стабильности — неведение и застой. Не надо так.

Как руководителю справляться со стрессом и почему это так важно

Руководитель — опора команды, чтобы сохранить результаты и эффективность, ему нужно поддерживать сотрудников. Но любой лидер в первую очередь тоже человек, которому нужно обеспечить ресурсы и поддержку. 

Как поддержать лидеров команд?: 

  • поделитесь инструментами работы с паникующими сотрудниками — дайте чек-листы, инструкции, мануалы, как их успокоить и поддержать;
  • поддержите и оставайтесь на связи;
  • позвольте делегировать или отложить несрочные задачи;
  • разрешите быть офлайн во внерабочее время;
  • пересмотрите цели компании или отдела и поставьте перед руководителем новые — более реальные и близкие;
  • дайте небольшой карт-бланш на решения. 

Что ещё поможет руководителю справиться с эмоциями?

  • Нужно очистить информационное поле. Ограничить время и источники новостей, допустим, оставить один-два новостных телеграм-канала и просматривать их по 15 минут 2 раза в день. Так удастся сконцентрировать моменты эмоциональных всплесков и снизить уровень тревожности.
  • Продолжать учиться и развиваться. Обучающая литература, книги по бизнесу и легкая проза, например, детективы дадут пищу к размышлению, помогут отвлечься и сделают руководителя приятным и умиротворяющим собеседником.
  • Наслаждаться полнотой жизни. Проводить время с семьёй, встречаться с друзьями, гулять и обмениваться эмоциями с питомцем — эти нехитрые, но поистине терапевтические связи помогут сохранить самообладание.
  • Отдыхать и заниматься спортом. Физическое здоровье напрямую связано с ментальным. Так, полноценный сон поможет не накапливать раздражение, а здоровый выброс адреналина во время тренировки — сбросить напряжение и очистить голову.

Как мотивировать финансами

Помните, что пряник всегда работает лучше кнута. И особенно это актуально сегодня: штрафы ещё сильнее подорвут коллективный дух, снизят мотивацию и, вероятнее всего, лишь усугубят ситуацию (вплоть до увольнения).

А вот премирование — один из лучших способов демонстрации финансовой стабильности компании и мотивации сотрудника в санкционное время. Именно финансовые инструменты станут маркером того, что компания может и хочет развиваться, готова поддерживать инициативы и успехи сотрудников.

Поэтому мотивируйте деньгами грамотно:

  • Награждайте за реальные достижения. Делайте это разово и публично, чтобы специалист ощутил свою значимость, а его коллеги — возможность тоже получить признание своих трудов.
  • Поощряйте не только за рабочие успехи. Отмечайте за активное участие в жизни коллектива, спортивные и творческие достижения. 
  • Добавьте элемент игры. Можно проводить розыгрыши и раздавать небольшие подарки (мерч, сертификаты или деньги) случайным сотрудникам. А можно организовать конкурс и вручить приз его победителю.
  • Старайтесь поддерживать финансами регулярно, но разные категории сотрудников. Так каждый будет видеть возможность получить награду, но не будет завидовать.

Вместо выводов

В мире существуют сотни способов разработки  мотивации сотрудников, но нет ни одного единственно правильного. Только вы знаете, что подойдёт вашему коллективу. А мы лишь можем рекомендовать пробовать разное и совмещать нефинансовые и финансовые меры.

Экспериментируйте. Изучайте советы профессионалов и опыт других компаний. Но главное — не останавливайтесь и будьте верны себе, своим корпоративным ценностям и идеалам. И тогда через много лет кризис вы вспомните как время, которое дало возможность сделать прорыв.

Мы предлагаем современные решения для мотивации сотрудников и клиентов, выплаты компенсаций и организации промоакций на базе предоплаченных карт VISA, Mastercard, МИР. Сделайте работу с программами финансового стимулирования проще и удобнее с помощью платформы Promotivation.ru. Платформа позволяет автоматизировать промоакции, в том числе с использованием предоплаченных карт и ЕКО+.

Источники:

Команда проекта

Екатерина Самойлова
Екатерина Самойлова
Автор
Написала статью
Анна Задворнова
Анна Задворнова
Редактор
Подготовила релиз

Обсудим ваш проект?

Мы предлагаем современные решения для мотивации клиентов, выплаты компенсаций и организации промоакций на базе предоплаченных карт Visa, Mastercard и МИР. Заполните короткую форму — мы подберем решение для задач вашего бизнеса, а также проконсультируем по вопросам бухгалтерского и налогового учета предоплаченных банковских карт с шаблонами всех необходимых документов.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации и даю согласие на получение информации о продуктах и услугах ООО «Подарок в Квадрате»

Истории успеха любимых клиентов

Здравствуйте!

Мы заботимся о качестве сервиса, поэтому обещаем, что наш специалист перезвонит в ближайшее рабочее время.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов

Здравствуйте!

Мы заботимся о качестве сервиса, поэтому обещаем, что наш специалист перезвонит в ближайшее рабочее время.
Алёна Лисякова
Руководитель проектов
Заполняя форму, я принимаю условия передачи информации и даю согласие на получение информации о продуктах и услугах ООО «Подарок в Квадрате»

Спасибо за заявку!

Специалист свяжется с вами в ближайшее время.